Пошлина

Правила и сроки приема детей в первые классы планируют изменить

Распечатать

10.03.2023. Автор Западное управление МОиН СО. Опубликовано в Новости

Правила и сроки приема детей в первые классы планируют изменитьПоступление ребенка в первый класс – важный и ответственный процесс. Перед тем как первоклассник сядет за школьную парту, родителям необходимо пройти процедуру зачисления, которая традиционно вызывает множество вопросов. Приемная кампания в первый класс в 2023 году в Самарской области стартует с 31 марта. В связи с этим министерство образования и науки Самарской области подготовило разъяснения по основным вопросам, возникающим у родителей.

Вопрос: Как называется услуга на портале Госуслуг? Ответ: На портале услуга называется: «Запись в школу»

Вопрос: Для кого предназначен первый этап подачи заявлений? Ответ: 1 этап подачи заявлений — запись в 1 класс для детей, имеющих льготы (внеочередное, первоочередное, преимущественное право), а также для детей, проживающих на закрепленной за школой территории.

Вопрос: Какие сроки оказания услуги на первом этапе? Ответ: 1. Начиная с 15 марта 2023 г. на Госуслугах можно будет заполнить черновик заявления в одну или несколько школ. 2. Прием заявлений в Самарской области начнется 31 марта 2023 г. с 09:00. Информацию об открытии приема можно увидеть на госуслугах при заполнении черновика заявления или узнать в школе.

3. Завершается прием 30 июня 2023 г. (1 волна).

Вопрос: Как подать заявление на Госуслугах? Ответ: Необходимо иметь подтвержденную учетную запись. Чтобы перейти к заявлению, достаточно ввести в поисковую строку робота Макса «Запись в школу», «школа», и нажать кнопку «подать заявление» в результатах поиска.

Также на главной странице госуслуг размещен информационный баннер по записи в 1 класс. При нажатии на него открывается форма подачи заявления. В открывшейся форме заявления часть полей будет заполнена автоматически (на основании данных из личного кабинета на Госуслугах).

Необходимо заполнить пустые поля и нажать в конце кнопку «Отправить заявление». Начиная с 15 марта на Госуслугах можно будет заполнить черновик заявления в одну или несколько школ.

При заполнении черновика и сохранении его в личном кабинете отобразится информация старте приемной кампании (о дате и времени подачи заявления) в выбранную(ые) школу(ы).

Создание черновика значительно упрощает подачу заявления в день открытия приема: заявителю нужно авторизоваться и зайти в личный кабинет на Портале, нажать одну кнопку «Подать заявление». На протяжении всего времени перед началом приема заявлений черновик можно редактировать.

Вопрос: Как узнать, сколько свободных мест в школе, куда я хочу подать заявление? Ответ: Информация о количестве мест размещается на официальных сайтах школ. Кроме того, при подаче заявления через Госуслуги (при выборе школы) будет также отображаться информация о количестве свободных мест. Школы самостоятельно передают данные на форму услуги.

После издания распорядительного акта о зачислении школа может передать информацию об оставшихся свободных местах или их отсутствии во втором этапе подачи заявлений по незакрепленной территории.

Вопрос: Какие документы нужно приложить к заявлению при подаче через портал Госуслуг? Ответ: При подаче заявления через Госуслуги прикладывать документы не нужно — необходимо только заполнить пустые поля в форме заявлении (вам могут понадобиться данные из некоторых документов), при этом, часть полей заполнится автоматически — на основании информации, имеющейся в личном кабинете на портале Госуслуг. После направления школой уведомления необходимо будет принести оригиналы документов лично (о времени и сроках предъявления оригиналов документов вас уведомит школа).

Вопрос: Какие документы и сведения понадобятся для подачи заявления? Какие документы могут еще потребоваться? Ответ: Вам необходимо внести данные из: — Паспорта; — Свидетельства о рождении ребенка; — Сведения о регистрации родителя и ребенка; — Номер и название выбранной школы.

В отдельных случаях потребуется следующая информация: — Свидетельство о рождении брата или сестры, если они уже учатся в выбранной школе; — Документ, подтверждающий право ребёнка находиться в России, например, вид на жительство или разрешение на временное проживание — для иностранцев; — Заявление родителей (законных представителей) детей, по которому учредитель образовательной организации вправе разрешить прием в школу на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте, если ребёнку меньше 6,5 или больше 8 лет (или решение соответствующей комиссии); — Документ, подтверждающий право представлять интересы ребёнка, если он находится под опекой; — Справку с места работы родителей, подтверждающую право на льготное зачисление, если оно есть;

— Заключение психолого-медико-педагогической комиссии — для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вопрос: Могу ли я подать заявление на ребенка, которому еще не исполнилось 6,5 лет / который старше 8 лет? Ответ: Да, при посещении школы Вам необходимо будет предоставить следующий документ: Заявление родителей (законных представителей) о приеме детей в школу на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте (или решение соответствующей комиссии)

Вопрос: В каком случае могут отказать в приеме в школу? Ответ: В приёме государственная/муниципальная школа может отказать в случае, если свободные места закончились.

В этом случае местные органы управления образованием должны помочь родителям устроить ребёнка в другую школу (в такой ситуации родителям необходимо самостоятельно обратиться в уполномоченный орган управления в сфере образования).

Вопрос: В каких случая мне может быть отказано в предоставлении услуги? Ответ: Если были поданы одинаковые заявления разными способами (Госуслуги, почта, посещение школы), к рассмотрению будет принято только одно заявление, а по остальным будут направлены отказы в предоставлении услуги. После направления приглашения для предоставления оригиналов документов в школу необходимо явиться в установленный срок – если документы не подтверждены школой в этот срок, это также является основанием для отказа в предоставлении услуги.

https://www.youtube.com/watch?v=ZoSh4ffPXc4\u0026pp=ygV10J_RgNCw0LLQuNC70LAg0Lgg0YHRgNC-0LrQuCDQv9GA0LjQtdC80LAg0LTQtdGC0LXQuSDQsiDQv9C10YDQstGL0LUg0LrQu9Cw0YHRgdGLINC_0LvQsNC90LjRgNGD0Y7RgiDQuNC30LzQtdC90LjRgtGM

Также могут отказать в предоставлении услуги в случае предоставления неверных данных.

Вопрос: Как узнать, что нас приняли? Ответ: Уведомление о зачислении будет направлено в личный кабинет после издания школой распорядительного акта о зачислении.

Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение в течение 3 рабочих дней после завершения приема заявлений о приеме на обучение в первый класс.

Не позднее 3 рабочих дней после издания распорядительного акта школа должна передать информацию о зачислению на портал Госуслуг. Если данные в вашем личном кабинете не обновились в регламентные сроки, необходимо обратиться в школу.

Вопрос:

Зачисление в 1 класс следующего учебного года (2023 — 2024)

Информация для заявителя о его праве подать жалобу на нарушение порядка предоставления услуги (жалоба).

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) образовательных организаций, а также должностных лиц образовательных организаций в ходе предоставления услуги.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может подать жалобу в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса о предоставлении услуги;
  • нарушение срока предоставления услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления услуги;
  • отказ в приеме у заявителя документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления услуги;
  • отказ в предоставлении услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иные нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • требование с заявителя при предоставлении услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ должностного лица образовательной организации в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений;
  • нарушение срока или порядка выдачи документов по результатам предоставления услуги;
  • требование у заявителя при предоставлении услуги документов или информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления услуги, либо в предоставлении услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона №210‑ФЗ.

В случае если жалоба подается через представителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством РФ доверенность (для физических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Предмет жалобы

Жалоба должна содержать:

  • наименование образовательной организации, должность и фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) должностного лица образовательной организации, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) образовательной организации, должностного лица образовательной организации, в том числе в случае подачи жалобы в МФЦ или через портал — вид нарушения, указанный в пункте 5.1.1 регламента;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) образовательной организации, должностного лица образовательной организации.
  • Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.
  • Исполнительные органы и уполномоченные на рассмотрение жалобы должностные лица, которым может быть подана жалоба в досудебном (внесудебном) порядке
  • Жалоба подается в образовательную организацию, предоставляющую услугу.
  • Жалоба также может быть подана в ИОГВ, в ведении которого находится образовательная организация.
  • Способы подачи и рассмотрения жалобы
  • Жалоба может быть подана:
  • в электронной форме;
  • в письменной форме на бумажном носителе.
Читайте также:  Купля-продажа квартиры между родителями и детьми

Подача жалобы в письменной форме на бумажном носителе осуществляется:

  • по почте;
  • через МФЦ;
  • при личном приеме заявителя должностным лицом образовательной организации или ИОГВ, в ведении которого находится образовательная организация.

При личном приеме при подаче заявителем жалобы заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством РФ.

В электронной форме могут быть представлены документы, указанные в пункте 5.1.2 регламента, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

  1. Подача жалобы в электронной форме осуществляется с использованием сети «Интернет» посредством официального сайта образовательной организации в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», портала.
  2. Заполнение запроса о рассмотрении жалобы через портал производится заявителем лично при условии авторизации заявителя на портале посредством ЕСИА.
  3. Порядок рассмотрения жалобы

Жалоба на решения и действия (бездействие) должностных лиц образовательной организации рассматривается образовательной организацией, предоставляющей услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) образовательной организации, ее должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя образовательной организации, жалоба подается в ИОГВ, в ведении которого находится образовательная организация, и рассматривается в установленном порядке.

МФЦ, в случае подачи жалобы через МФЦ, обеспечивает передачу жалобы в образовательную организацию или исполнительный орган государственной власти Санкт‑Петербурга, в ведении которого находится образовательная организация, не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

В случае если в отношении поступившей жалобы федеральным законом установлен иной порядок (процедура) подачи и рассмотрения жалоб, положения настоящего раздела не применяются, и заявитель уведомляется о том, что его жалоба будет рассмотрена в порядке и сроки, предусмотренные федеральным законом.

ИОГВ вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
  • В случае оставления жалобы без ответа ИОГВ в течение трех рабочих дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
  • Сроки рассмотрения жалобы
  • Срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в образовательной организации, в ИОГВ, в ведении которого находится образовательная организация, в Комитете по образованию, в Комитете по информатизации и связи.

Жалоба, поступившая в образовательную организацию или ИОГВ, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, работником, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации.

  1. В случае обжалования отказа образовательной организации в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и (или) ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.
  2. Результат рассмотрения жалобы
  3. По результатам рассмотрения жалобы образовательная организация принимает одно из следующих решений:
  • жалоба удовлетворяется, образовательная организация принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата предоставления услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения;
  • в удовлетворении жалобы отказывается.

По результатам проверки при отсутствии в жалобе доводов, подтверждающих наличие указанного заявителем вида нарушения порядка предоставления услуги, должностное лицо, ответственное за рассмотрение жалобы, принимает решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в связи с несоответствием сведений, изложенных в жалобе, указанному виду нарушения.

Образовательная организация или ИОГВ отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством РФ;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящего регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
  • Указанное решение принимается в форме акта образовательной организации.
  • Порядок информирования заявителя о результатах рассмотрения жалобы
  • При удовлетворении жалобы образовательная организация принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата предоставления услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения.
  • Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.
  • В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
  • наименование образовательной организации, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, работнике, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата услуги;
  • в случае если жалоба признана не обоснованной — аргументированные разъяснения о причинах принятого решения, а также информация о порядке обжалования принятого решения.
  1. Также в ответе о результатах рассмотрения жалобы приносятся извинения за доставленные неудобства и указывается информация о дальнейших действиях, которые необходимо совершить заявителю в целях получения услуги.
  2. Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом образовательной организации, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб.
  3. По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица образовательной организации, вид которой установлен законодательством РФ.
  4. Порядок обжалования решения по жалобе
  5. Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно исполнительному органу государственной власти Санкт‑Петербурга, в ведении которого находится образовательная организация, в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
  6. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
  7. Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется посредством размещения информации на портале.
  8. Информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также при обращении заявителя по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме по адресам, указанным на официальном сайте образовательной организации и на портале.
  9. Положения раздела, устанавливающие порядок подачи и рассмотрения жалоб заявителей на нарушения их прав при предоставлении услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» (Закон №59‑ФЗ).
  10. Жалобы заявителей на организацию предоставления услуг в Комитет по образованию, Комитет по информатизации и связи подаются и рассматриваются в порядке, предусмотренном Законом №59‑ФЗ.

В первый класс будут принимать по новым правилам

Министерство просвещения опубликовало для общественного обсуждения проект приказа, который регламентирует порядок приема детей на обучение по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования.

Многие нормы в нем не изменились. Например, в первый класс школы продолжат принимать детей, которые к моменту начала обучения не младше 6,5 лет и не старше 8 лет. По заявлению родителей учредитель образовательной организации может разрешить прием детей в более раннем или более позднем возрасте.

Запись в первый класс для детей, которые живут рядом — то есть на закрепленной за школой территорией — начинается не позднее 1 февраля. Для тех, кто живет за пределами закрепленной за школой территории, но все равно хотел бы отдать ребенка в конкретную школу (и места в ней еще остались), прием продолжится с 1 июля до фактического заполнения мест.

Но есть и кое-что новое: прием детей в первый класс школы, где уже учатся их братья и сестры, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, осуществляется не позднее ‎1 февраля. Этой нормы в порядке раньше не было.

Как ученики из разных стран возвращаются в школы после карантина, смотрите в галерее:

Также обновился список документов, которые школа может потребовать от родителей при приеме ребенка.

  • оригинал свидетельства о рождении или документ, подтверждающий родство заявителя;
  • оригинал документа, удостоверяющего личность гражданина;
  • документ, подтверждающий установление опеки или попечительства ‎(при необходимости);
  • свидетельство о регистрации гражданина или ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории или документ, содержащий сведения о регистрации гражданина или ребенка по месту жительства или по месту пребывания (в случае приема на обучение гражданина или ребенка, проживающего на закрепленной территории, или в случае использования права преимущественного приема на обучение по образовательным программам начального общего образования);
  • справку с места работы родителей (законных представителей) ребенка ‎(в случае внеочередного или первоочередного приема ребенка на обучение);
  • копию заключения психолого-медико-педагогической комиссии ‎(при наличии).
Читайте также:  В Госдуму внесен законопроект о смене назначения материнского капитала

Зачислить ребенка в первый класс должны, как и раньше, в течение 7 дней после приема всех документов.

Администрация школы может отказать в приеме детей, проживающих на закрепленной территории, только по причине отсутствия свободных мест. Если это произошло, необходимо сразу обратиться в органы местного самоуправления. Там предоставят информацию о наличии свободных мест в близлежащих школах и помогут решить вопрос с устройством.

Правила зачисления ребенка в первый класс в 2023 году, что нужно знать родителям

ShutterStock

Серьезных изменений в порядке зачисления ребенка в первый класс в 2023 году не предвидится. Однако новшества будут, и в основном они затронут способы отправки заявления. Согласно новым правилам, школьные учреждения должны будут принимать заявки, отправленные родителями через портал Госуслуг.

Правила приёмной кампании в первый класс

Перед тем как первоклассник впервые сядет за школьную парту, родителям нужно пройти процедуру зачисления, которая традиционно вызывает множество вопросов. Известно, что приемная кампания в первый класс стартует с 1 апреля 2023 года.

Сроки подачи заявления в первый класс

У регионов появилась возможность самостоятельно определять, когда стартуют приемные кампании для первого класса. Но зачисление начинается не позднее 1 апреля. Многие регионы России решили оставить прежние даты — с 1 апреля по 5 сентября.

Прием документов школьников, которые пойдут в первый класс, происходит в несколько этапов. Все начинается с того, что заявление могут приносить родители тех детей, которые по прописке должны учиться в этой школе. А уже в ходе второго этапа документы могут приносить абсолютно все.

Какие документы нужны для зачисления ребенка в 1-й класс

В перечень необходимых для зачисления ребенка документов входят:

  • документ, подтверждающий личность родителя;
  • документ о прописке будущего ученика;
  • свидетельство о рождении первоклассника.

Это базовый перечень документов, однако школьные учреждения имеют право запросить дополнительные документы, например, копию свидетельства о рождении братьев и сестер (если такие есть); документы, подтверждающие, что человек, приведший ребенка в школу, является опекуном, и т. д.

Способы подачи заявления в 1-й класс

У современных родителей есть несколько вариантов того, как подать заявление на поступление ребенка в первый класс:

  • через портал Госуслуги;
  • лично придя в школу;
  • через региональный портал Госуслуг;
  • заказным письмом в школу.

Каждый выбирает тот способ, который ему наиболее подходит. Любой из них является действующим.

Правовое регулирование

Порядок зачисления детей в первый класс в 2023-2024 учебном году регламентируется следующими документами: Приказом Минпросвещения от 2 сентября 2020 года №458 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; ФЗ-273 от 2012 года «Об образовании в Российской Федерации». Изменения в порядке зачисления детей в первый класс в 2023 году утверждены в Приказе Минпросвещения от 30 августа 2022 года №784. Они вступят в силу с 1 марта 2023 года.

Как попасть в школу? Эксперт – о новых правилах приема в первые классы

Анастасия Долгошева

Город 20 июля 2021

С 6 июля идет второй этап зачисления в первые классы. На первом этапе подавали заявления семьи, живущие на так называемых закрепленных за школами территориях, и уже тогда было получено 15 тысяч отказов.

При этом появились слухи, будто в самые востребованные школы можно попасть по купленной в Интернете временной прописке.

С начальником отдела общего образования городского комитета по образованию Анной ГРУБСКОЙ мы беседуем об особенностях приемной кампании этого года и об отказах, а также разбираемся, может ли ребенку не хватить места в школе рядом с домом и можно ли схитрить с пропиской.

Pixabay

–  Анна Вячеславовна, в новых правилах нет традиционного третьего этапа подачи заявлений, зато первый из двух длился долго.

–  Наверное, нужно сразу напомнить, на основе каких документов идет прием детей в первый класс. Это приказ Министерства просвещения от 2 сентября 2020 года № 458 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

На нем основаны региональные законодательные акты.

В том числе распоряжение комитета по образованию от 31 марта 2021 года № 879, у него длинное название –  «Об утверждении регламента образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, по предоставлению услуги по зачислению в образовательные организации, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования». Мы сделали для родителей удобные памятки, их выдают еще в детсадах, но некоторые хотят видеть сами нормативные документы.

Второй этап, в соответствии и с федеральным, и с региональным документами, начался 6 июля. Он предусмотрен для тех детей, которые не проживают на закрепленной территории. В первую очередь этот этап важен для семей, для которых «чужая» школа территориально ближе «своей».

Для Петербурга подобные ситуации вполне характерны. Например, семья живет в Выборгском районе, а ближе к дому школа смежного Калининского района.

Или ребенок живет на территории Ленобласти, то есть другого субъекта Федерации, но ему удобнее ходить в школу Невского, Калининского или Колпинского районов Петербурга.

Сейчас, к примеру, в областном городе Кудрово есть и свои школы, но остаются семьи, у которых в петербургской школе учились старшие дети, поэтому родители хотят зачислить в городскую школу и младших.

А вот в таких отдельных обособленных микрорайонах, как Славянка, Шушары, Ленсоветовский Пушкинского района, семьям важнее получить место там, а не претендовать на школу в центре Пушкина.

–  На первом этапе сама электронная система не примет заявления из других районов. Почему семьи могли получать отказ от школы?

–  Дело в том, что закрепленная территория –  это территория всего района. И на первом этапе вы, житель, допустим, Выборгского района, можете подать заявления в три школы этого района. Среди них может даже не быть вашей дворовой, микрорайонной. Мы отметили в этом году, что очень много семей так и поступали.

Но тут важно еще и знать правила, по которым действует школа. На первом этапе она принимает заявления со всего района, но в первую очередь зачислит тех детей из микрорайона, которые живут в приписанных к школе домах.

А на оставшиеся места сможет зачислять детей из других микрорайонов этого района. Это возможно и на первом этапе. Правда, в Петербурге, пожалуй, только два района могут так легко разбираться с приемом в первые классы: Адмиралтейский и Центральный.

В старом центре города множество школ, а семей с первоклассниками не так много.

Но есть очень востребованные школы, есть кварталы интенсивного жилищного строительства –  как жилой комплекс «Парнас» в Выборгском районе или СПЧ-59 в Приморском. И лицею № 64 или гимназии № 540 необходимо прежде всего принять детей своих микрорайонов. О том, чтобы зачислить других детей, речи уже и не идет.

–  15 тысяч отказов на первом этапе –  это семьи, которые подали заявления в школу своего района, но не дворовую?

–  На 64 тысячи будущих первоклассников это не такая большая доля. Но и не маленькая. И ситуация для города сложилась необычная, потому что не все родители действовали в соответствии с новым порядком приема в школу.

Тут, думаю, большую роль сыграло то, что, по новым правилам, первый этап был длительный: с 1 апреля по 30 июня. За это время семья могла переехать в другой район и сама направить в школу отказ от места.

Могла понять, что в выбранной школе своего района (но не микрорайона) места не хватит –  и опять же подать отказ.

Или у родителей было время заметить, что в заявлении они допустили ошибку –  в таких случаях тоже нужно написать отказ, чтобы заново подать заявление в первый класс с правильными данными.

Получается, что среди 15 тысяч отказов есть отказы и самих семей, и чисто технические. Но электронная система пока не умеет видеть такие тонкости и сообщает общее число.

  • Сейчас многие родители либо уже подали заявления в конфликтные комиссии с просьбой рассмотреть их обстоятельства, либо подают заявления повторно.
  • –  А какой вариант лучше?
  • –  Что необходимо знать родителям сейчас, на втором этапе: если причина отказа –  отсутствие свободных мест, то подавать второй раз заявление в ту же школу смысла нет.

Если у семьи есть уважительные причины, почему ребенок должен учиться именно в этой школе, нужно обращаться в конфликтную комиссию при администрации района. Иногда увеличить количество мест в классе действительно необходимо: например, у ребенка диабет, ему нужна специальная диета и потому место обучения должно быть максимально близко к дому.

Если в школе места есть, можно подать второй раз заявление туда же. Перед вторым этапом школа публикует эту информацию на своем сайте, так что можно сориентироваться.

Читайте также:  Минстрой предложил заморозить тарифы на коммунальные услуги, а предприятиям ЖКХ организовать дополнительную господдержку

Родители школьников получат выплаты при подготовке детей к 1 сентября

–  Гипотетическая ситуация. В дворовой школе осталось 15 мест, на втором этапе на них приняли детей из других районов. И вдруг накануне 1 сентября приходят 15 детей, живущих в прикрепленном доме. Допустим, пять семей с тройняшками заселились. Ситуация фантастическая, но все-таки. Тройняшек не возьмут в их ближайшую школу?

–  Вот что важно понимать. На первом этапе не имеет никакого значения время подачи электронного заявления, важно только место жительства, то есть регистрация в микрорайоне. Но на втором этапе все наоборот. Время подачи заявления –  решающий фактор. Адрес уже не важен.

На втором этапе все заявления выстраиваются в личном кабинете школы четко по времени подачи. Вклиниться в начало очереди могут только заявления льготников. Так прописано и в федеральных документах. И прием детей, проживающих в микрорайоне школы, проводится на общих основаниях с детьми из других районов и даже из других городов.

–  То есть если родители Пети из Ленобласти подали заявление на единственное оставшееся место раньше, чем семья Васи из соседнего дома, то зачислят Петю?

–  Да. Ребенка, проживающего «по микрорайону», зачислили бы без вопросов, если бы родители подали заявление на первом этапе. Потому мы и просим родителей внимательно читать нормативные документы. Обязанность школы принять ребенка из приписанного микрорайона действует только на первом этапе. На втором –  все в равных условиях. Значение имеет, повторю, только то, кто быстрее подал заявление.

В обычных микрорайонных школах, как правило, свободные места остаются и в августе, а наполняемость классов –  25 –  27 человек. Но в микрорайонах плотной жилой застройки школы укомплектованы еще на первом этапе. И тут уже наработанная практика –  обращение в конфликтную комиссию.

Иногда родители спрашивают: «Мы планируем переезд в августе, пока не знаем, в каком районе будем жить. Как поступать?». Мы отвечаем: в администрации того района, куда вы переедете, будет вся информация о свободных местах.

Может случиться, что ребенок, приехавший в конце августа, не попадет в микрорайонную школу. Но будут предложены школы в пешей доступности, в прямой транспортной доступности.

Если потом образуется свободное место в микрорайонной школе, можно перевестись.

И мы всегда говорим родителям: не надо паниковать, школой обеспечим каждого ребенка.

–  А паникуют?

–  В небольших городках, откуда нередко приезжают в Петербург, привыкли, что можно просто прийти в ближайшую школу. Здесь семья может столкнуться с ситуацией, когда в микрорайонной школе им ответят: «У нас мест нет».

Дело в том, что при выборе съемной квартиры приехавшие нередко ориентируются не на наличие мест в школах, а на дешевизну жилья. А это и есть микрорайоны массовой застройки, где рассчитывать на гарантированное место в микрорайонной школе и наполняемость класса 25 человек, к сожалению, не приходится.

В некоторых микрорайонах мегаполиса 34 –  36 человек в классе –  обыденное явление. Можно ужасаться такому количеству. Но представьте себе: сейчас в классе стоят по пять парт в три ряда. Чтобы принять еще шесть человек, надо прибавить всего по одной парте в ряду.

Это нормально для просторных кабинетов в новых микрорайонах, где открываются большие школы. И родители всегда предпочтут этот вариант, чем перспективу ездить в другой микрорайон.

Или тем более, чтобы ребенок учился во вторую смену –  вот это для большинства родителей абсолютно не приемлемо.

Мы советуем приезжающим семьям все-таки оценивать ситуацию с разных сторон. Возможно, стоит снимать жилье не в Шушарах, а в Кировском районе. Исходить только из дешевизны неправильно. Для семьи с ребенком в первую очередь важна социальная инфраструктура: детские сады и школы, поликлиники.

–  В Интернете полно предложений сделать временную прописку, чтобы было законное основание зачислить ребенка в нужную школу…

–  В уже упомянутом министерском приказе № 458 прописано: директор имеет право проверить предоставляемые документы. Одно дело –  форма № 8, постоянная регистрация.

Другое –  форма № 3, временная регистрация.

Если форма взята незадолго до начала приемной кампании и выдана на полтора года, директор имеет право проверить, реально ли семья живет по указанному адресу или форма фальсифицированная.

Объясню на примере школы № 777 –  она не районного, а городского подчинения, ее востребованность известна.

Были случаи, когда родители писали обращения в комитет: «Живем по адресу, который входит в микрорайон школы № 777, требуем зачислить ребенка». Комитет, как положено, отправляет ответное письмо на адрес, указанный в обращении.

А потом мы получаем свои письма обратно с пометкой от «Почты России»: такие-то граждане по данному адресу не проживают.

По той же системе работают и районы в отношении своих школ. Директор может обратиться в органы внутренних дел, если заподозрит что-то неладное –  например, если много семей будущих первоклассников вдруг зарегистрировались в одном доме. Это можно проверить и по информационной системе «Параграф», в которой содержатся адреса детей, уже обучающихся в данной школе.

Бывает, родители где-то от кого-то услышали, будто школы массово принимают детей по купленной временной регистрации. Мы в таких случаях просим: «Приведите конкретный пример». Мы готовы его рассмотреть.

Мне представляется, что такая информация –  информационный вброс недобросовестных людей или фирм. Тут стоит пожалеть родителей: директор может передать сведения в органы внутренних дел, и ответственность за фальсификацию может быть вплоть до уголовной.

–  На первом этапе заявления собирает электронная система. На втором –  очередь формируется также в электронном виде. Но в работе конфликтной комиссии есть субъективность, человеческий фактор.

–  Опыт работы таких комиссий большой: они действуют по регламенту и критериям, прописанным еще в 2015 году. Но самое главное –  решение не единоличное.

Районы приглашают в комиссии представителей прокуратуры и родительских организаций, руководителей незаинтересованных школ.

Кстати, и по поводу зачисления в первый класс решение тоже не единоличное директорское: в каждой школе работает школьная комиссия.

–  Какие еще изменения в приемной кампании появились в этом году помимо сроков? И изменение сроков –  удобно ли для Петербурга?

–  Мы, конечно, с 2015 года привыкли руководствоваться правилами, которые сложились с учетом масштабов города. Система устраивала всех: школы, родителей. Но мы понимаем: министерство руководствовалось общероссийской практикой, а жителям небольших городов, вероятно, удобнее длинный период зачисления на первом этапе.

О том, насколько это удобно Петербургу, окончательно можно будет сказать осенью.

Пока очевидно одно: школам довелось параллельно и выпускные экзамены проводить, и родителей будущих первоклассников с документами приглашать, а семьям приходилось долго ждать окончательного решения.

Я имею в виду те семьи, которые подавали заявления в школы своего района, но не микрорайона и не могли быть уверены, что места будут.

Конечно, очень многие семьи еще в мае получили статус по своему заявлению «документы приняты» –  это означает, что фактически ребенок уже зачислен. Но психологически комфортнее, когда видишь приказ о зачислении, а его приходилось ждать.

Но это с одной стороны. С другой – такой длительный период имеет плюсы. У директора есть время проверить документы, ту же временную прописку. Для Петербурга абсолютно нормально, когда адрес постоянной регистрации не совпадает с местом проживания, но все же, как вы упомянули, бывают и фальсификации.

Еще одно изменение касается как раз документов о проживании. Требования к ним стали более жесткими на федеральном уровне. Раньше в качестве подтверждения проживания ребенка по адресу школа могла принять и договор аренды жилья. Сейчас –  только регистрацию. Постоянную либо временную.

Единственный допустимый «шаг в сторону» –  период, когда человек купил жилье, но документы еще находятся на регистрации. Опять же: справки от МФЦ недостаточно, чтобы ребенка зачислить. Но достаточно, чтобы школа перенесла прием документов и пригласила родителей уже с полученной регистрацией.

На самом деле такие ужесточения –  защита от злоупотреблений.

Кстати, уже получены новые изменения от Минпросвещения. Со следующего учебного года конкретизируются права таких льготников, как младшие братья и сестры. До сих пор преимущественное зачисление в школу касалась братьев и сестер, проживающих совместно. Со следующего учебного года в школу, где учатся старшие, примут младших, даже если они живут по другому адресу.

–  Сколько новых школ откроется в этом году?

–  В 2021 году планируется открыть десять новых школ. Одна открылась еще в начале четвертой четверти, на 1550 мест, 

в поселке Ленсоветовский. Это позволило Пушкинскому району вздохнуть свободнее. Шесть школ откроется 1 сентября, остальные –  по мере готовности. Большинство школ появится в районах с самыми переполненными классами.

Но мы прекрасно понимаем: школы открываются одновременно с заселением новых домов.

–  Школьное строительство всегда «догоняющее»?

–  Зависит от района. Например, в Приморском школы, которые открывают в этом году, вводятся практически одновременно с вводом нового жилья. Это можно расценивать все-таки как упреждение проблемы.

#образование #школа #первоклассники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 131 (6969) от 20.07.2021 под заголовком «Школа. Далекая и близкая».

Adblock
detector