Раздел имущества

Минздрав предложил ввести удалённый медицинский осмотр для водителей вышедших в рейс

Минздрав предложил ввести удалённый медицинский осмотр для водителей вышедших в рейс

В конце прошлого года Владимир Путин утвердил поправки в законы, которые позволят дистанционно осматривать водителей пассажирских и грузовых авто, а также служб такси перед рейсами и после них. 

Чтобы водители могли пройти медосмотр в любое время дня и ночи, тестировать работников будут при помощи телемедицины. Замерять давление, пульс, наличие алкоголя в выдохе, а также проверять адекватность водителей и передавать данные в медицинскую организацию будут специальные приборы. Работника во время процедуры будут идентифицировать, чтобы ее не прошел другой человек.

Телемедицина, по мнению законодателей, позволит работодателям сократить расходы на врачей в два раза. Однако нововведения коснутся не всех водителей.

Минздрав предложил ввести удалённый медицинский осмотр для водителей вышедших в рейс

По старинке медосмотр будут проходить:

  • водители междугородних автобусов, перевозящие пассажиров на расстояния не более 300 км;
  • водители, занимающиеся перевозкой организованных групп детей;
  • водители, перевозящие опасные грузы.

Мы обратились к экспертам и выяснили, что они думают по поводу внедрения телемедицины для проведения пред- и послерейсовых осмотров. Вот что нам рассказали.

– Как я понимаю, суть поправок в том, чтобы организации могли сократить расходы на медицину и оптимизировать рабочий процесс. В этом главный плюс. Ничего страшного тут не вижу, – утверждает управляющий партнер адвокатского бюро «Гестион» Антон Гришко. – Для того, чтобы, например, измерить пульс, врач не нужен.

С парами алкоголя и т. п. сложнее, но, опять же, подышать в трубку не требует врачебной подготовки. Но тут и кроется главный минус – работодатели могут начать подтасовывать данные. Вопрос, как мне кажется, только к технической части – процессу отбора проб и показаний, идентификации личности и сверки показаний приборов.

Минздрав предложил ввести удалённый медицинский осмотр для водителей вышедших в рейс

Руководитель направления робототехники ООО «Специальные технологии контроля» Алексей Степанов говорит, что дистанционные медосмотры проводятся на предприятиях уже несколько лет и имеют ряд преимуществ.

– В первую очередь, они исключают человеческий фактор, когда медработник и водитель могут напрямую решить между собой вопрос о результатах медосмотра в пользу водителя, – поясняет Алексей Степанов. – Невозможность фальсифицировать осмотр повышает его качество, что снижает показатели аварийности и усиливает доверие перевозчиков к медицинским организациям, а клиентов – к перевозчикам.

Внедрение дистанционных медосмотров, по мнению Алексея Степанова, также сократит затраты работодателя на их организацию.

– Работодателю не нужно обеспечивать присутствие медработников на объектах или посещение сотрудниками медучреждений, – сообщает эксперт.

– С другой стороны, при живом общении врач может выявить отклонения в психологическом состоянии человека (возбужденность, нервозность) в то время, как дистанционно, через камеру, оценить адекватность водителя при нормальных замерах физиологических параметров может быть затруднительно.

  • Поправки в законы вступят в силу с 1 сентября текущего года.
  • Ирина Сапунова
  • Также читайте: В России выросло количество автовладельцев с максимальной скидкой за безаварийную езду по ОСАГО

Минздрав предложил шоферам сдать анализы «на дорожку»

Минздрав предложил ввести удалённый медицинский осмотр для водителей вышедших в рейс

  © Тимур Ханов/ПГ

Для заботы о здоровье водителей и безопасности пассажиров в Минздраве предложили проводить дистанционные медицинские осмотры тех, кто за рулем. И даже не один, а три раза: перед рейсом, в течение рабочего дня и после смены.

Такие инициативы содержит проект порядка проведения предрейсовых медосмотров. Документ опубликован для обсуждения 14 марта на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Планируется, что в силу изменения вступят с 1 сентября.

По добровольному согласию

Как говорится в проекте, любые медосмотры, в том числе с использованием аппаратуры, дистанционно передающей информацию о состоянии здоровья, можно проводить только с добровольного согласия сотрудников.

Удаленная проверка, согласно новому порядку, будет включать осмотр видимых кожных покровов, измерение температуры и артериального давления, определение количества алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Проходить через такие проверки будет нужно не только наемным труженикам, но и индивидуальным предпринимателям, если последние рулят самостоятельно.

Перед началом смены дистанционный медосмотр поможет выявить признаки заболеваний или опасных состояний, к примеру, алкогольного, наркотического или любого другого опьянения, и не допустить человека при плохом самочувствии за руль.

В течение рабочего дня и после его окончания медики оценят воздействие на работника вредных и опасных производственных факторов, не препятствует ли это выполнению трудовых обязанностей. Благодаря медицинской проверке можно будет обнаружить признаки острого профессионального заболевания или любого вида опьянения.

Осматривать водителей должны медработники со специальным высшим или средним образованием, которые трудятся в клиниках, где есть соответствующая лицензия.

https://www.youtube.com/watch?v=TNzw8b51JIk\u0026pp=ygWeAdCc0LjQvdC30LTRgNCw0LIg0L_RgNC10LTQu9C-0LbQuNC7INCy0LLQtdGB0YLQuCDRg9C00LDQu9GR0L3QvdGL0Lkg0LzQtdC00LjRhtC40L3RgdC60LjQuSDQvtGB0LzQvtGC0YAg0LTQu9GPINCy0L7QtNC40YLQtdC70LXQuSDQstGL0YjQtdC00YjQuNGFINCyINGA0LXQudGB

Кроме того, в проекте документа написано, что решение о проведении дистанционных медосмотров водителей в течение рабочего дня принимают работодатели. Они же должны и заплатить за эти услуги медикам. Но те, кто перевозит детей или опасные грузы, проходят послерейсовые осмотры обязательно.

Такие мероприятия не должны проходить формально, чтобы выявить возможные нарушения здоровья водителей, которые могут привести к аварии, отметил в разговоре с «Парламентской газетой» заслуженный врач России сенатор Владимир Круглый.

«Водитель несет ответственность за здоровье десятков и сотен пассажиров, и нет сомнений, что такие осмотры необходимы. И то, что внедряются современные методы, к примеру возможность дистанционного осмотра, тоже очень важно», — сказал парламентарий.

Он надеется, что новый порядок улучшит качество предрейсовых осмотров и обезопасит жизни многих людей.

Минздрав предложил ввести удалённый медицинский осмотр для водителей вышедших в рейс

Владимир Круглый © Игорь Самохвалов/ПГ

Как выявить неадекватность

Авторы документа считают, что, кроме дистанционного контроля, во время рабочей смены необходимы и очные исследования на наличие в организме наркотиков, психотропных веществ и их метаболитов.

И проводить таковые предлагают работодателям не менее двух раз в год и в два этапа: предварительный и подтверждающий.

Второй понадобится, если из 18 признаков предварительной диагностики врач выявит хотя бы три:

  • — неадекватность поведения, в том числе сопровождающаяся нарушением общественных норм, демонстративными реакциями, попытками диссимуляции;
  • — заторможенность, сонливость или возбуждение;
  • — эмоциональная неустойчивость;
  • — ускорение или замедление темпа мышления;
  • — гиперемия или бледность, мраморность кожных покровов, акроцианоз, инъецированность склер, гиперемия или бледность видимых слизистых;
  • — сухость кожных покровов, слизистых или гипергидроз;
  • — учащение или замедление дыхания;
  • — тахикардия или брадикардия;
  • — сужение или расширение зрачков;
  • — вялая реакция зрачков на свет;
  • — двигательное возбуждение или заторможенность;
  • — пошатывание при ходьбе с быстрыми поворотами;
  • — неустойчивость в позе Ромберга;
  • — ошибки при выполнении координационных проб;
  • — тремор век, языка, или рук;
  • — нарушение речи в виде дизартрии;
  • — признаки внутривенного введения средств, включая следы от инъекций.

Если врач в результате медосмотра или по итогам исследований выявит у работника проблемы со здоровьем или алкогольное или наркотическое опьянение, он обязан уведомить об этом работодателя. Тогда водителю выдадут справку о выявлении состояний или заболеваний и направление на медицинское освидетельствование. И конечно, за руль такого шофера уже не допустят.

• Перевозчиков обяжут строже следить за водителями такси

Дистанционный медосмотр водителей разрешат с 1 сентября 2023 года

С сентября 2023 года будет запущена автоматическая система передачи данных о состоянии водителей и дистанционный контроль их здоровья.

Федеральным законом от 29.12.2022 № 629-ФЗ разрешено проводить медосмотры работников вредных производств и водителей с использованием медицинских изделий, обеспечивающих автоматизированную дистанционную передачу информации о состоянии здоровья и дистанционный контроль.

Для идентификации участников дистанционного взаимодействия будет использоваться ЕСИА, единая информационная система персональных данных, идентификаторы, присвоенные медорганизацией или работодателем, а также другие способы, установленные законодательно. 

Дистанционно можно будет проводить:

  • медицинские осмотры в течение рабочего дня (смены):
    • для выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников,
    • наличия острого профессионального заболевания или отравления, 
    • наличия признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
  • медицинские осмотры водителей:
    • предсменные, предрейсовые медицинские осмотры;
    • послесменные, послерейсовые медицинские осмотры.
  • Если компания примет решение проводить медосмотры с использованием автоматизированных медицинских изделий, необходимо обеспечить идентификацию личности работника, проходящего медосмотр и полностью исключить прохождение медосмотра иным лицом.
  • Водители, проходящие медосмотры дистанционно, не реже чем 2 раза в год должны будут проходить также химико-токсикологическое исследование на предмет наличия (отсутствия) в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
  • Ответственность за передачу информации о состоянии здоровья работников и дистанционный контроль возложена на организации, которые будут оказывать подобные услуги.
  • На данный момент нет полной информации о том, как эта система будет работать. Правительство должно установить особенности проведения дистанционных медосмотров, включая необходимость проведения визуального осмотра и требования к:
  • медизделиям, их поверке и ПО,
  • обеспечению возможности формирования нужных реквизитов путевых листов,
  • работникам, проводящим медосмотр дистанционно,
  • идентификации личности работника, проходящего медосмотр,
  • сбору, хранению и передаче персональных данных по защищенным каналам связи.
Читайте также:  Принят закон: ФНС будет собирать сведения о гражданах и хранить в едином реестре

А также порядок прохождения и проведения работниками химико-токсикологического исследования.

Минздрав предложил ввести удалённый медицинский осмотр для водителей вышедших в рейс

Дистанционные медосмотры водителей в 2023 году

Водители, работающие по трудовому договору, и ИП, самостоятельно осуществляющие перевозки, проходят обязательные медосмотры (ст. 23 Закона № 196-ФЗ):

  • предварительные — перед оформлением на работу;
  • периодические — не реже раза в два года;
  • предрейсовые — кроме водителей, работающих по вызовам экстренных оперативных служб;
  • послерейсовые, если работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов;
  • предсменные, послесменные (п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н).

Предварительные и периодические медосмотры проводятся в лицензированных медицинских организациях. Их порядок утвержден Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н.

Предрейсовые, предсменные, послесменные и послерейсовые медосмотры может проводить привлекаемый по договору ГПХ медработник или лицензированная медорганизация.

Работодатель также имеет право создать свой медицинский пункт и принять в штат соответствующего квалифицированного специалиста (п. 4 ст. 24 Закона № 323-ФЗ).

Порядок проведения таких медосмотров утвержден Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н.

Медицинский работник должен иметь высшее или среднее профессиональное образование. Организации для проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров нужна соответствующая лицензия (п. 8 Порядка от 15.12.2014 № 835н). Если работодатель создает свой медпункт и принимает в штат медика, он тоже должен получить специальное разрешение.

Что входит в предрейсовый, предсменный, послерейсовый и послесменный медосмотр:

  • визуальный осмотр водителя; сбор жалоб; осмотр видимых слизистых и кожных покровов; измерение температуры, давления, частоты пульса;
  • выявление признаков опьянения и остаточных явлений опьянения, в том числе измерение алкоголя в выдыхаемом воздухе алкометром.

Медик также может направить работника на лабораторный анализ мочи, чтобы выявить наличие или отсутствие психоактивных веществ. Такое исследование назначают, если есть признаки опьянения, но измерение алкометром дало отрицательный результат.

Отчитывайтесь по сотрудникам через Экстерн. В сервисе всегда актуальные формы и встроенные проверки

Отчитаться

Закон № 323 разрешает применение телемедицинских технологий для оказания медпомощи (ст. 10). Это специальные программные средства, которые обеспечивают:

  • информационное взаимодействие медика и пациента, а также медиков между собой;
  • идентификацию участников и подтверждение их личности;
  • документирование действий при консультациях, дистанционных наблюдениях.

С помощью телемедицины можно опросить пациента, собрать жалобы и оценить необходимость назначения очного осмотра. Суды считают, что на предсменные, предрейсовые, послерейсовые и послесменные медосмотры такие технологии не распространяются. Дистанционный допуск водителей автотранспорта противоречит ст. 23 Закона № 196-ФЗ (Постановление Третьего КСОЮ от 18.09.2020 № 16-2978/20).

До 1 сентября 2023 года применение телемедицины к медосмотрам рассматривается как нарушение требований к перевозкам. Компании грозит штраф до 30 000 рублей (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ).

ОАО «РЖД» в 2017-2021 годах проводило эксперимент по применению дистанционных медосмотров работников локомотивных бригад.

Такие сотрудники часто работают на отдаленных станциях и перегонах, где нет возможности привлечь медика к очному обследованию.

Результаты эксперимента показали снижение почти на 80 % уровня не рекомендованных к допуску в рейс при одновременном кратном увеличении количества осмотров дистанционным способом (пояснительная записка к законопроекту № 177055-8).

Федеральный закон от 29.12.2022 № 629-ФЗ внес два важных изменения в действующие правила:

  1. Появился новый вид медосмотра — «медицинский осмотр в течение рабочего дня (смены)».

    Он будет проводиться дополнительно к уже существующим предрейсовым, предсменным,  послерейсовым и послесменным осмотрам (п. 4.1 ст. 46 Закона № 323-ФЗ, п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ в редакциях с 01.09.2023).

    Работодатель самостоятельно будет решать, кого из водителей направлять на медосмотр в течение рабочего дня (смены).

  2. Разрешено использовать дистанционные технологии в оценке состояния здоровья работников (ст. 46 Закона № 323-ФЗ, ст. 23 Закона № 196-ФЗ в редакциях с 01.09.2023). Их можно применять для предварительных, внеочередных медосмотров, а также медосмотров на работе.

Если вы пользователь Экстерна, то возможности тарифа уже входят в вашу поставку

Узнать больше

Для дистанционной оценки состояния здоровья будут использоваться специальные медизделия, которые позволяют:

  • точно идентифицировать личность работника, чтобы исключить возможность прохождения медосмотра другим лицом;
  • дистанционно передавать информацию о состоянии здоровья водителей и контролировать состояние их здоровья;
  • вносить автоматически сведения о проведенном медосмотре в соответствующие разделы электронного путевого листа;
  • обеспечить соблюдение требований к обработке персональных данных.

Работодатель должен будет направлять не реже двух раз в год водителей, которые проходят дистанционные медосмотры, на очные химико-токсикологические исследования (ч. 11 ст. 46 Закона № 323-ФЗ с 01.09.2023). Их цель — выявить наличие или отсутствие в организме работника наркотических и психотропных веществ, их метаболитов.

Медосмотр водителей проведут дистанционно — Российская газета

Без посещения медцентра или личного приема врача у них замерят давление, пульс, проверят чистоту дыхания на наличие паров алкоголя, адекватность поведения и т.д. Изменения в законы об основах охраны здоровья граждан и о безопасности дорожного движения, разрешающие удаленный медосмотр, были приняты в конце прошлого года. Но тема эта на слуху последние лет пять.

https://www.youtube.com/watch?v=TNzw8b51JIk\u0026pp=YAHIAQE%3D

По данным экспертов, на финише 2022 года только 10 процентов автопарков пользовались современными технологиями. А за первые полтора-два месяца этого года количество компаний, применяющих телемедицину, удвоилось. Крупные игроки рынка — «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», Ростелеком, Автодор и т.п. — внедряют удаленный медосмотр, не дожидаясь 1 сентября.

По словам менеджера по работе с клиентами медцентра «Медикум» Антона Костенко, в Мосгортрансе уже работает 240 таких программно-аппаратных комплексов.

«Водитель идентифицирует себя с помощью электронной карты или табельного номера, после чего проходит осмотр. Все данные, включая видеозапись на соответствие личности, поступают медику в течение 10 секунд.

Следующие 30 секунд врач проверяет показания приборов и устанавливает — тот ли человек прошел медосвидетельствование. Если отклонений нет, медик выдает разрешение. Все это происходит в режиме и со скоростью передачи интернет-данных. С 1 марта заработает закон о применении электронных путевых листов.

Допуск водителя можно сразу вводить в электронный документ», — разъяснил Антон Костенко.

Как сообщил «РГ» коммерческий директор ГК «Монтранс» Сергей Кулаков, обмануть машину невозможно. При осмотре ведется видеозапись. На терминале установлена камера с углом захвата 180 градусов.

Никто, кроме самого водителя, не сможет пройти алкотестер. Таким образом достигается 100-процентная прозрачность процедуры.

И руководство автопарка может в онлайн режиме контролировать состояние здоровья своих сотрудников.

По прогнозам экспертов, до конца 2023 года на удаленный предрейсовый медосмотр водителей перейдут до 70 процентов российских автопарков.

Так, в ГК «Деловые Линии» рассказали, почему решение будет востребовано у транспортных компаний: «Во-первых, дистанционный контроль состояния здоровья сотрудников не только удобен, но и максимально безопасен с учетом переменной эпидемической обстановки в стране.

При этом выиграют как перевозчики, так и медицинские организации, у которых не всегда достаточно работников и оборудования для проведения очных осмотров. Во-вторых, одним из очевидных плюсов телемедицины является отсутствие человеческого фактора, нет возможности «договориться» с медработником.

Считаем, что потенциально «беспристрастность» этой системы может внести свой вклад в повышение безопасности на дорогах».

«Все понимают, что традиционная тема с очными медосмотрами рассчитана на честных людей, и она прекрасно работает, если люди честные. Но обойти систему в традиционной схеме заинтересованному лицу вполне возможно.

Предлагаемая удаленная технология в большей степени защищена от злоупотреблений, мы тестировали несколько решений с рынка, и все оказались достойными.

Для потребителей услуги новый формат — хорошее решение, особенно с учетом весьма консервативного и неоднозначного подхода к медосмотрам любого персонала, использующего как служебный, так и личный автотранспорт для своей работы», — добавил начальник управления автотранспорта Росбанка Илья Ломакин.

По словам маркетолога Екатерины Галустян, удаленный медосмотр целесообразен не только для транспортных компаний, но для любого предприятия, где на балансе числится автопарк и водители. Внедрение системы экономит время, нервы и деньги фирмы и ее работников.

Читайте также:  Встречная покупка квартиры - что это такое, варианты, порядок действий

Ответственные лица уверены, что водитель не выйдет в рейс, пока не выполнит все процедуры, предписанные минздравом, и не будет допущен к управлению ТС при отклонении от норм по состоянию здоровья: высокое или низкое давление, наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе, повышенная температура.

Руководство получит уведомление о таком факте и оперативно примет решение по замене работника».

Немаловажно, что себестоимость прохождения онлайн медосмотра в два раза ниже по сравнению с очным, а сам процесс проходит в два раза быстрее. А поскольку аппарат находится на территории автопарка, осмотр можно проводить в режиме 24/7.

Сергей Гатауллин, декан факультета цифровой экономики и массовых коммуникаций Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ):

— Дистанционный предрейсовый медосмотр водителей, как очередное приложение цифрового здравоохранения, является актуальным методом диагностирования состояния водителя перед выездом на линию.

Плюсы очевидны — с терминалом медицинской диагностики нельзя договориться и обмануть систему тоже будет крайне сложно при биометрической аутентификации.

Из экономических преимуществ — это, конечно, оптимизация штата транспортных компаний и снижение издержек на транспортные услуги.

Водители смогут проходить медосмотр удаленно

© Скриншот видео

Медосмотр для водителей теперь можно будет пройти удаленно. В Минздраве разработали систему для проверки здоровья таксистов и дальнобойщиков при помощи телемедицины, которая заработает уже с 1 сентября. 

Правда, до этого времени нужно обеспечить все пункты необходимым оборудованием, которое позволит провести визуальный осмотр человека, измерить ему температуру, давление, а также взять пробы на алкоголь и наркотики.

Впрочем, при желании работодатели могут оставить и стандартный медицинский контроль.

Ранее РЕН ТВ сообщал, что в Минтрансе хотят ограничить продолжительность рабочего дня таксистов. Водителям собираются запретить работать больше 12 часов подряд.

(function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); (function() { var sc = document.createElement('script'); sc.type = 'text/javascript'; sc.async = true; sc.src = '//smi2.ru/data/js/89437.js'; sc.charset = 'utf-8'; var s = document.getElementsByTagName('script')[0]; s.parentNode.insertBefore(sc, s); }()); var init_adfox_151870620891737873_1081203 = function() { // puid2: '229103', if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { var params = { p1: 'bzorw', p2: 'fulf', puid8: window.localStorage.getItem('puid8'), puid12: '186107', puid21: 1, puid26: window.localStorage.getItem('puid26'), puid4: 'ren.tv', extid: (function(){var a='',b='custom_id_user';if(!localStorage.getItem(b)){var c='ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZabcdefghijklmnopqrstuvwxyz0123456789';for(var i=0;i elm.containerId) || [] if (window.Ya.headerBidding && !existBidding.includes('adfox_151870620891737873_1081203')) { window.Ya.headerBidding.pushAdUnits([ { «code»: 'adfox_151870620891737873_1081203', «bids»: [ { «bidder»: «adriver», «params»: { «placementId»: «30:rentv_970x250_mid» } }, { «bidder»: «myTarget», «params»: { «placementId»: «336252» } }, { «bidder»: «adfox_adsmart», «params»: { «pp»: «h», «ps»: «doty», «p2»: «ul», «puid20»: «» } }, { «bidder»: «adfox_imho-video», «params»: { «p1»: «cxedf», «p2»: «hity» } } ], «sizes»: [ [970,250], [728,250], [728,90], [990,90], [990,250] ] } ]); } window.yaContextCb.push(() => { Ya.adfoxCode.createScroll({ ownerId: 264443, containerId: 'adfox_151870620891737873_1081203', params: params, lazyLoad: { fetchMargin: '200', mobileScaling: '2' } }, ['desktop', 'tablet'], { tabletWidth: 1104, phoneWidth: 576, isAutoReloads: false }); }); } } if (window.Ya && window.Ya.adfoxCode) { init_adfox_151870620891737873_1081203(); } else { document.addEventListener('adfoxload', event => { init_adfox_151870620891737873_1081203(); }); }

Медосмотр — дистанционно. Как защитить пассажиров и водителей такси

Депутаты Госдумы и чиновники от здравоохранения встревожены последней сводкой дорожно-транспортных происшествий. Накануне МВД России заявило, что в 2020 году произошло 3,5 тысячи аварий на дорогах с участием такси.

https://www.youtube.com/watch?v=hfBNrtSCNG0\u0026pp=ygWeAdCc0LjQvdC30LTRgNCw0LIg0L_RgNC10LTQu9C-0LbQuNC7INCy0LLQtdGB0YLQuCDRg9C00LDQu9GR0L3QvdGL0Lkg0LzQtdC00LjRhtC40L3RgdC60LjQuSDQvtGB0LzQvtGC0YAg0LTQu9GPINCy0L7QtNC40YLQtdC70LXQuSDQstGL0YjQtdC00YjQuNGFINCyINGA0LXQudGB

При этом нужно принять во внимание, что в прошлом году была снижена транспортная нагрузка, когда как минимум треть сотрудников находилась на удаленке.

Причина 90% аварий — человеческий фактор. Водители выходят на рейс в состоянии сонливости, плохого самочувствия, после алкогольного или наркотического опьянения, что сопровождается отсутствием концентрации и слабой реакцией. Обязательные очные медицинские осмотры проводятся фиктивно, по сути, все сведено к массовой проштамповке путевых листов.

Несовершенство законодательной базы препятствует правовому регулированию транспортной отрасли в сфере пассажирских перевозок. Как решить проблему на системном уровне, защитить пассажиров, обеспечить охрану труда водителей и сподвигнуть таксопарки к проведению реальных медосмотров, рассказала в эксклюзивном интервью АиФ.ru председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова.

— Ирина Викторовна, кто сегодня несет ответственность за перевозку пассажиров?

— Организация медосмотров, как и ответственность за перевозку пассажиров, лежит на таксомоторном предприятии, которое, в свою очередь, выстраивает правовые отношения с водителем.

Функцией агрегаторов — мобильных приложений, через которые пассажиры делают заказ такси, — является передача заказа от пассажира к исполнителю услуги: непосредственно водителю такси.

Причем у агрегаторов отсутствует техническая и правовая возможность проверки соблюдения водителем процедуры выхода на линию, а именно того, прошел ли водитель медицинский осмотр или прошел ли автомобиль такси технический осмотр.

Со стороны контролирующих органов также недостаточное внимание к таксомоторным компаниям в части соблюдения текущего законодательства, поэтому большинство компаний такси не в полной мере соблюдают закон «О такси», а большинство водителей проходят медицинский осмотр фиктивно. Тема удаленных медицинских осмотров неоднократно поднималась на различных отраслевых таксомоторных форумах, руководители таксомоторных компаний заинтересованы в том, чтобы медицинские осмотры были реальными и в то же время сам осмотр занимал минимальное время.

Но в данный момент в связи с несовершенством нормативно-правовой базы результаты удаленного медицинского осмотра не могут быть признаны контролирующими органами, хотя сами технологии активно развиваются на российском рынке.

Минздрав России уже начал разработку нового законопроекта, который должен урегулировать систему медицинских осмотров водителей автобусов, такси, грузового транспорта и предприятий из других областей и который создаст условия для использования телемедицинских осмотров.

— Вы считаете, что здоровье водителя можно проверить на расстоянии?

— Прохождение водителем медицинского осмотра перед выходом на линию важно, большинство пассажиров считают, что водителя проверяют перед рейсом на наличие алкогольных и наркотических веществ в крови. Но задачей медосмотра является еще и проверка самочувствия водителя.

Водитель может быть непьющим, но если он, например ночь не спал, то такой фактор может привести к невнимательному вождению и, как следствие, угрозе ДТП.

Безусловно, советское прохождение врачей на ежесменной основе с фиксацией записей в бумажный журнал дало предпосылки к становлению различных систем выпуска водителя такси.

Да, дистанционные медосмотры — технологически новое решение, и, если сравнить два формата медосмотров (старый с бумажной документацией и новое решения через телемедицинское оборудование), есть существенная разница.

На очный медосмотр водитель затрачивает 10-15 минут: фельдшер делает замер температуры, давления, проверяет через алкотестер, собирает анамнез, затем вносит сведения в бумажный журнал и делает отметку в путевом листе. Сам процесс может пройти и в очередях. Транспортные предприятия, как бы это критично и печально ни звучало, подходят к этой процедуре формально.

Проблема с медосмотрами не решена на системном уровне.

Некоторые таксопарки, кстати, которые находятся не в Москве, уже давно используют услуги телемедицины и видят практическую пользу: сокращено время прохождения медосмотра до 3-5 минут, невозможно фальсифицировать медицинские сведения, потому что система фиксирует все отклонения, будь то температура или давление водителя. Согласитесь, удивительно в наше время, что сами предприятия заинтересованы в здоровье своих водителей. Но есть и обратная сторона медали: инспекторы ГИБДД не могут принять путевой лист с отметкой о телемедицинском осмотре

По данным Научного центра безопасности дорожного движения, количество активных разрешений на таксомоторную деятельность сохраняется на стабильном уровне: более 440 тысяч каждый год. Вместе с этим число аварий с участием такси не снижается.

— Дистанционно можно руководить хирургическими операциями, осматривать водителя с помощью телемедицинского оборудования нельзя.

— Мы консультировались по этому вопросу с уполномоченными органами. Сотрудники Ространснадзора и ГИБДД поддерживают предложение о введении удаленных медосмотров водителей. Но приказ есть приказ, порядок есть порядок, и, к сожалению, пока нет законодательной основы.

— Какой формат медицинского осмотра более выгоден с точки зрения экономики предприятия?

— Текущий формат медосмотров не бесплатный: есть затраты на зарплату врачей, закупку бумаги, лицензирование медкабинета, на электричество. Себестоимость очного медосмотра достигает 150-200 рублей. Цена транзакции при дистанционном медосмотре варьируется от 30 до 50 рублей, это в несколько раз ниже.

Читайте также:  Новый законопроект № 958804-7 о включении платы за ОДН в тарифы на ЖКУ

Нужно учитывать, что рынок такси имеет большое количество нелегальных водителей, если говорить о соотношении, то на одного легального водителя приходится десять нелегальных.

Легальными мы считаем тех, кто имеет разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Водители-нелегалы не соблюдают текущие требования законодательства, тем более процедуры выпуска на линию, такие как прохождение медицинских осмотров.

Можно предположить, что крупным таксопаркам, где 50 машин и больше, выгоднее получить лицензию на медицинский кабинет и нанять медработника, который будет проводить медицинские осмотры осматривать водителей на потоке. Однако есть в этом и минус.

Если таксопарк выпускает водителей на 12 часов смены, то медик, как правило, работает утром и вечером. Вечером водитель также должен пройти послесменный медицинский осмотр. Следовательно, невозможно провести медосмотр в течение смены, если, например, у работодателя возникли сомнения относительно здоровья водителя.

Или нужно нанимать медработника на весь день, что еще более затратно.

— Давайте «подсмотрим» систему медицинских осмотров на примере Америки или Европы, зачем придумывать очередной законодательный «велосипед»?

— Почти нигде в мире нет такой практики, как ежедневные медосмотры водителей такси. Приведу пример: в Германии бизнес такси лицензирован. Если водителя хоть раз поймают в состоянии алкогольного опьянения, то у него заберут лицензию, он станет «позорищем» для общества и такому гражданину даже банк может отказать в кредите.

Еще у них очень высокие штрафы, которые могут достигать десятка тысяч евро. У нас другой менталитет и другие системы наказания. Многие регионы до сих пор живут девяностыми. Поэтому нам нужно урегулировать систему медосмотров на законодательном уровне.

И сделать так, чтобы водитель не смог выйти на линию без реального медицинского осмотра.

— Складывается впечатление, что водитель такси — это не профессия, а какое-то хобби. Захотел — вышел на рейс, захотел — не вышел, а захотел — и вовсе сутки проработал.

— В действующем законодательстве прописаны требования к рабочему дню водителя: это 8-часовой рабочий день либо посменный график, когда 12-часовая рабочая смена сменяется 48-часовым перерывом.

На практике водители не соблюдают такой режим, потому что фактически со стороны контролирующих органов очень слабый контроль. Конечно, сотрудники ГИБДД могут остановить водителя во время пути следования и проверить его путевой лист…

и здесь начинается «карточная раскладка».

Большинство водителей имеют два путевых листа, например, в одном написано «с 8 утра до 8 вечера», а в другом — «с 8 вечера до 8 утра». И в зависимости от времени суток водитель показывает тот или иной путевой лист и инспектор не может оценить фактическое время нахождения водителя на линии.

Что касается второго уполномоченного контрольного органа (это региональные органы исполнительной власти), то у него в принципе нет полномочий на проведение проверок водителей на линии.

Он уполномочен проводить проверки только на предприятиях, либо плановые: один раз в три года либо по факту происшествия.

— Ситуация с отметками в путевых листах напоминает историю пятилетней давности со страховой компанией «РЕСО-Гарантия», у которой было украдено 5 тысяч бланков ОСАГО. Потом заполненные бланки были реализованы через мобильные пункты страхования: технически «бумажка» есть, фактически страховки нет.

— Теневой рынок фиктивных полисов ОСАГО рухнул, когда законодатель ввел цифровые страховые полисы. Провести аналогию можно и с ситуацией по медицинским осмотрам водителей.

Во-первых, нужно создать систему неотвратимости наказания. Сегодня штраф за работу без путевого листа составляет 60 тысяч рублей на юридическое лицо либо ИП. В результате каждый водитель имеет эти «бумажки», их фиктивность сотрудники ГИБДД не всегда могут проверить.

Инспекторы должны проверять данные в информационной системе, в которой будет представлена информация о том, какой врач выпустил водителя, а не просматривать бумажки с купленными синими печатями. Считаю, что нужно создать единую информационную базу здоровья водителей.

Во-вторых, нужен и пряник. Это доступность и открытость, создание публичных точек, чтобы каждый водитель мог свободно доехать до удобной точки и пройти медосмотр.

Представьте, что водитель поехал с пассажиром на межгород.

И каким образом он сможет пройти медосмотр, если вернется через 10-12 часов? Значит, ему нужно пройти медицинский осмотр в любом другом месте: на парковке торгового центра, на заправке, в аэропорту или на автовокзале.

Да, создать новую систему медицинских осмотров водителей, сделать ее доступной, простой и быстрой, — это непростая задача, но необходима поддержка законодателей в этом вопросе, чтобы были созданы предпосылки для развития технологий и обеспечения безопасной услуги по пассажирским перевозкам.

Как будут проводиться удаленные медицинские осмотры водителей? Министерство здравоохранения РФ подготовило проект соответствующего документа

Напомним: с 1-го сентября 2023-го года в России официально разрешат проведение удаленных медицинских осмотров в качестве основной, а не дополнительной меры, как это происходит сейчас.

В связи с этим Министерство здравоохранения РФ подготовило проект документа, регулирующего порядок проведения таких осмотров.

Правда, многие положения (как, например, регулярные исследования на наличие в организме наркотических средств или психотропных веществ) в нем не отражены.

В целом, подготовленный Министерством здравоохранения РФ документ описывает общие (сами собой разумеющиеся) нормы.

А именно: то, что само оборудование для удаленных медицинских осмотров должно подлежать обязательной регулярной поверке; то, что используемое в нем программное обеспечение должно быть включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, а также в соответствующий реестр на уровне ЕАЭС; то, что сама медицинская организация, оказывающая удаленные услуги, должна иметь доступ к государственным информационным системам, а главное — к Единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения

  • Кроме того, подчеркивается необходимость идентификации личности как самого медицинского работника, так и проходящего медицинский осмотр водителя и соблюдения защиты персональных данных и сохранения врачебной тайны.
  • В документе, естественно, указывается и на возможность формирования путевых листов (в том числе и в электронном виде) по результатам удаленного обследования.
  • Из более конкретного в подготовленном проекте постановления можно выделить требования к медицинскому работнику: он должен пройти дополнительную профессиональную программу повышения квалификации по организации и порядку проведения удаленных медицинских осмотров в объеме не менее 36 часов.
  • Министерство здравоохранения установило также предельный срок хранения результатов такого осмотра — в течение 30 суток.
  • Еще одним практическим положением документа является требование к телемедицинскому комплексу — обеспечивать возможность визуального осмотра медицинским работником видимых кожных покровов проходящего удаленное обследование водителя.

Однако вместе с тем в документе нет четкого перечня тех показателей состояние здоровья, проверку которых должно гарантировать телемедицинское оборудование. Только предполагается (по общим понятиям), что к комплексу должны быть подключены тонометр, термометр, алкотестер и т.п.

Не расписывается в документе и порядок проведения очных химико-токсилогических исследований на наличие в организме наркотических средств или психотропных веществ, в то время как принятым ранее законом отмечается, что подобные исследования должны проводиться не реже двух раз в год.

Скорее всего, более конкретные правила удаленных медицинских осмотров будут подготовлены Министерством здравоохранения позднее. Главное — это должно произойти до 1-го сентября 2023-го года, поскольку с 1-го сентября 2023-го года удаленные медицинские осмотры водителей в России будут иметь такую же силу, как и очные.

Напомним: соответствующий закон был подписан президентом России в самом конце прошлого года. Ожидается, что внедрение телемедицинских технологий позволит упростить проведение медицинских осмотров водителей, особенно в удаленных районах, а в дальнейшем — сократить издержки транспортных компаний на организацию медицинской помощи.

Adblock
detector