Раздел имущества

Принят закон: ФНС будет собирать сведения о гражданах и хранить в едином реестре

Принят закон: ФНС будет собирать сведения о гражданах и хранить в едином реестре Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец)

Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 759897-7 «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Каждому гражданину присвоят уникальный неизменяемый номер, а всю информацию сконцентрируют в одной базе: так удобнее, считает правительство.

Федеральный закон «устанавливает правовые основы формирования и ведения единого Регистра, в том числе сбора, обработки, хранения, получения, использования и защиты указанных сведений, а также гармонизации государственных и муниципальных информационных ресурсов, содержащих сведения о населении Российской Федерации». В связи с постоянными и массовыми утечками персональных данных из разных государственных БД создание единого реестра позволяет уверенно предположить, что количество таких утечек уменьшится — ведь информация теперь будет сконцентрирована в одном месте и достаточно будет одной утечки. В общую базу сведут примерно 30 показателей из 12 ведомств (среди них ЗАГСы, МВД, Пенсионный фонд и другие). Как подчеркнули авторы закона в пояснительной записке, создание федерального ресурса о населении «позволит обеспечить повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы России». Кроме того, государство получит более полную информацию о населении, о поло-возрастном составе, уровне образования и так далее. Этого своего рода перепись населения, которая обновляется практически в режиме реального времени. Принят закон: ФНС будет собирать сведения о гражданах и хранить в едином реестре Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец) Единый реестр предоставляет расширенные возможности по моделированию различных сценариев социального воздействия на население. Но это только фундамент: его нужно дополнить более полными профилями, которые можно получить из социальных сетей. Возможно, в будущем граждан попросят привязать свои аккаунты в социальных сетях к персональным идентификаторам для упрощения аналитики.

Заместитель руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС) Виталий Колесников ранее заявил, что единый реестр поможет рассчитать доходы граждан. По его словам, сейчас в России «нет нормального объективного счётного понятия семьи, домохозяйства».

Однако, пояснил замруководителя ФНС, доход семьи можно будет рассчитать, используя данные о семейных связях из единого регистра.

« можно будет рассчитать и доход семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту ту помощь, которая будет нужна именно в данном случае».

Какая информация будет в базе

Регистр будет содержать конкретные сведения о гражданине: Ф.И.О., дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство, семейное положение и так далее. Ниже полный список.

Сведения о физическом лице

  • фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения — иные фамилия, имя и отчество (при наличии);
  • дата рождения;
  • дата смерти;
  • место рождения;
  • место смерти;
  • пол и в случае его изменения иной пол;
  • сведения о семейном положении физического лица (записи актов о заключении и расторжении брака);
  • гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства/иностранных государств;
  • сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);
  • сведения об обращении гражданина РФ в полномочный орган иностранного государства о его выходе из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии).

Идентификаторы

  • записи акта о рождении;
  • записи акта о смерти;
  • документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;
  • документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
  • сведений о регистрационном учете гражданина РФ и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ;
  • сведений о принятом решении по вопросам гражданства РФ;
  • сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
  • сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
  • сведений о постановке на воинский учет граждан РФ, обязанных на нем состоять;
  • сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;
  • сведений о постановке на учет в органах службы занятости;
  • документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, ученого звания;
  • учётной записи физического лица в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
  • записей федерального регистра сведений о населении о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.

Заметим, что электронное досье в единой базе не содержит номера телефона, автомобиля и адреса проживания гражданина.

Кто её будет вести

Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов.

Данные из регистра будут предоставлять государственным и муниципальным органам, МФЦ, нотариусам, а также самому гражданину или его законному представителю. Запрашивать информацию из регистра также смогут государственные и муниципальные органы, внебюджетные фонды и избирательные комиссии.

Спецслужбы тоже будут иметь доступ к единой базе данных.

Каждое из 12 ведомств-субъектов, поставляющих информацию в регистр, будет иметь доступ только к своей части: «Условно говоря, сотрудник Пенсионного фонда не сможет зайти посмотреть сведения о человеке, которые не касаются его компетенции», — пояснил глава думского комитета по СМИ Александр Хинштнейн, комментируя принятый в третьем чтении законопроект.

Будут в регистре и закрытые части, в которых планируется хранить данные лиц под госзащитой и госохраной — за этот раздел будут отвечать только сотрудники спецслужб. Принят закон: ФНС будет собирать сведения о гражданах и хранить в едином реестре Центр обработки данных № 1 ФНС (Городец) Сведения о гражданине могут быть изменены по обращению физического лица, в отношении которого они составлены, или его законного представителя. Также федеральные органы исполнительной власти будут обязаны направлять сведения о выдаче и замене документов, выдаче вида на жительство, удостоверения беженца, разрешения на работу и т. д.

Как она будет храниться

Центр обработки данных, в котором будут обрабатываться сведения регистра населения, будет расположен в городе Городец Нижегородской области. Глава ФНС Даниил Егоров пояснил, что вся информация физически будет храниться не в одном месте, а в разных центрах обработки данных.

Как обеспечат защиту

Налоговая служба также будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений. В ведомстве заверили, что информационная безопасность будет на самом высоком уровне. Кроме того, в регистре нет никаких биометрических данных, а также телефонов, налогов, имущества, штрафов.

Вместо прямого хранения данных в реестре будут прямые ссылки на личные кабинеты гражданина на портале госуслуг, в налоговой службе и в Пенсионном фонде. Персональная информация хранится уже там: почта, адрес, телефон, налоги, имущество и др. Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года.

Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений.

Закон принят несмотря на определённые возражения со стороны отдельных представителей общественности и даже некоторых силовых структур.

Например, аналогичный законопроект о «цифровом профиле гражданина» ранее был забракован в ФСБ. Специалисты Федеральной службы безопасности отмечали, что «обработка данных в рамках единой инфраструктуры значительно повысит риски утечек информации».

На это указали несколько десятков учёных, которые направили открытое письмо в администрацию президента РФ, правительство, Совет Федерации и Госдуму. На изъяны Единого регистра населения указывали и сами парламентарии.

Например, депутат Николай Земцов обратил внимание на поспешность, с которой принимается законопроект: «Законопроект требует широкого обсуждения, парламентских слушаний, общественных слушаний, работы с экспертами. И мы не можем понять, зачем такая спешка. Никакими обстоятельствами вот этой пандемии, коронавирусной инфекции он не обусловлен. То есть это никак не связано. Нам хотелось бы обсуждения. Потому что речь идёт об очень важных вещах», — сказал Земцов.

На что повлияет регистр населения России

Принят закон: ФНС будет собирать сведения о гражданах и хранить в едином реестре

Евгений Разумный / Ведомости

Президент подписал закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации». В сети собираются подписи против «электронного концлагеря», а представители конфессий высказываются против использования систем с личными кодами или идентификационными номерами. Что же в нем плохого?

Регистр будет содержать сведения о населении России, которое представлено гражданами России, иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно или постоянно проживающими в России, а также беженцами.

Из реестра ЗАГС в новый регистр будут предоставляться фамилия, имя и отчество и их изменение, о рождении и смерти, усыновлении и отцовстве, заключении и расторжении брака. Также регистр будет содержать сведения о поле и его изменении.

МВД предоставит сведения о документе, удостоверяющем личность, гражданстве, регистрации и миграционном учете, наличии у гражданина России права постоянно проживать в иностранном государстве, о выдаче иностранным работникам разрешений на работу и т. д. Рособрнадзор – о документах об образовании и квалификации. Минобрнауки – об ученой степени и ученом звании.

Минобороны – о постановке на воинский учет. ФНС – об учете в налоговом органе и о регистрации ИП. Роструд – об учете в службе занятости или в качестве безработного. ПФР, ФСС, ФОМС – о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования.

Минкомсвязь – об учетной записи лица в ЕСИА (в частности, через такую учетную запись происходит авторизация на сайте госуслуг). Помимо данных самого физического лица, регистр будет содержать сведения о его родителях, супруге и детях.

В 2016 г. президент подписал указ, предусматривающий формирование единого федерального информационного ресурса сведений о населении России, включая сведения органов ЗАГС. Так был создан электронный реестр записей органов ЗАГС, который должен был стать основной частью будущего регистра населения.

С октября 2018 г. органы ЗАГС ведут записи не только в бумажном, но и в электронном виде, все записи попадают в единый электронный государственный реестр ЗАГС.

Читайте также:  Дарение недвижимости (образец договора 2023): порядок оформления дарственной

Оператором реестра назначается ФНС, которая отвечает за его создание, эксплуатацию, обработку информации, бесперебойную работу, а также защиту сведений, в том числе персональных данных. То есть теперь уже ФНС предоставляет органам ЗАГС доступ к электронной системе, где те ведут записи.

Органам ЗАГС поручено оцифровать все свои книги за весь период хранения и завершить этот процесс к 31 декабря 2020 г. Дополнительные расходы федерального бюджета на внедрение реестра ЗАГС – 10,6 млрд руб.

К сведениям реестра ЗАГС ФНС дает доступ множеству органов и организаций, подключенных к СМЭВ – государственной информационной системе, введенной Минкомсвязью в эксплуатацию в 2010 г.

для обеспечения межведомственного информационного взаимодействия.

Сейчас к системе подключено более 10 000 пользователей, среди которых федеральные, региональные и муниципальные органы власти, кредитные организации и т. д.

В 2017 г. правительство утверждает концепцию формирования регистра, где среди предпосылок для его формирования называет необходимость повышения собираемости налогов, улучшения налогового администрирования, снижения издержек на поддержание налоговой системы и т. п.

Ранее ФНС уже создала государственный реестр налогоплательщиков и электронные личные кабинеты.

Наладив информационное взаимодействие с органами юстиции, ЗАГСами, органами, осуществляющими миграционный учет, выдачу паспортов и разрешений на работу, нотариусами, адвокатскими палатами, органами опеки и попечительства, ФНС вышла на новый уровень налогового администрирования. Постоянно выверяя и синхронизируя поступающие сведения, ФНС повышала их качество для более эффективного соотнесения с конкретными физическими лицами.

ФНС получила и функции администрирования страховых (в пенсионный, социальный и медицинский фонды) взносов. Укрепление платежной дисциплины при расчетах с внебюджетными фондами требовала, помимо создания реестра ЗАГС, единого централизованного информационного ресурса, где можно было бы получить полные сведения о физлице.

На тот момент российские органы власти вели множество информационных ресурсов с различными сведениями о населении, но каждый делал это по-своему, и однозначно установить принадлежность сведений к определенному лицу иногда было невозможно.

По мере роста числа транзакций между государством и гражданами все более очевидной становилась необходимость обеспечить одинаковый подход всех органов к работе со сведениями и как результат – однозначность сведений, их сопоставимость и возможность проследить их изменение, что стало бы возможным при введении единого федерального ресурса. Конечно, в первую очередь такой ресурс значительно упростил бы налоговое администрирование, но также положительно повлиял бы и на оказании госуслуг и избавил бы граждан от необходимости многократно сообщать одни и те же сведения.

Основными источниками данных для такого ресурса в первую очередь стали бы службы, ответственные за регистрацию событий жизненного цикла человека и миграции населения.

Затем данные расширились бы за счет присоединения «второй очереди» информсистем – налоговой службы, службы соцстрахования и пенсионного обеспечения, статистической службы, службы земельного кадастра и регистрации прав собственности, органов внутренних дел, министерства обороны, избиркомов и т. д.

В довершение вся информация, содержащаяся в федеральном регистре, предоставлялась бы запрашивающим лицам через систему электронного взаимодействия между ведомствами.

Основы регистра были изначально заложены указом президента, направленным на укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с внебюджетными фондами.

Концепция правительства, разработанная во исполнение этого указа, также делает акцент на повышении собираемости налогов и сборов, совершенствовании налогового администрирования, снижении издержек на поддержание функционирования налоговой системы.

Пояснительная записка к принятому закону среди целей упоминает переход на качественно новый уровень расчета и начисления налогов на доходы физических лиц, повышение эффективности борьбы с правонарушениями, сокращение числа мошеннических действий при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, повышение собираемости платежей в бюджеты бюджетной системы России.

Помимо этого сведения из регистра помогут удовлетворить многие другие потребности государства – решение вопросов социально-экономического развития, подготовка проектов бюджетов, реализация госпрограмм, составление списков избирателей, обеспечение исполнения воинской обязанности, исключение ошибок при оказании государственной поддержки и борьба с мошенничеством в этой сфере, совершение нотариальных действий, повышение качества статистического учета, а также исполнение запросов судов, органов прокуратуры, следственных органов, службы судебных приставов и т. д. С помощью регистра можно решать стратегические задачи. Например, прогнозировать количество призывников или абитуриентов, на основании чего финансировать бюджетные места в вузах.

Польза для общества будет в минимизации количества обращений граждан для получения госуслуг, а также в упрощении процедуры получения адресной помощи.

В высказываниях представителей ФНС именно желанием надлежаще оказывать адресные меры социальной поддержки обосновывается тот факт, что теперь «регистр населения позволит выстроить на основании данных человека его семейные связи, соответственно, потом, используя информационные ресурсы других ведомств, можно будет рассчитать и доходы семьи, среднедушевые доходы, поставить любые контроли, любые пороги и оказывать соответственно, правительству, президенту те помощи гражданам, которые будут нужны именно в данном случае» (цитата по «Интерфаксу»).

Помимо угроз непосредственно физическим лицам, регистр населения может повлиять и на бизнес.

В частности, регистр может помочь ФНС в борьбе с нелегальными налоговыми схемами с участием формально независимых лиц и компаний. При создании цепочек фирм-однодневок ключевой ресурс – люди. Правила регистрации и ликвидации компаний ужесточались, вводились новые требования для учредителей.

Налоговые органы обнаруживали взаимозависимости между задействованными в схемах людьми, в частности, через запросы в ЗАГСы. Регистр населения позволит выстраивать дополнительные логические связи и выявлять взаимозависимость существенно быстрее. По той же причине регистр населения может сказаться и на дроблении бизнеса для целей налоговой оптимизации.

Потенциально регистр поможет выявить связь между проживающими вместе неродственниками.

Если речь идет о привлечения к субсидиарной ответственности, то в случаях вывода активов на родственников и бывших сотрудников регистр может ускорить и повысить качество вычисление таких лиц, чем пригодится ФНС и АСВ.

Регистр может быть полезен и для тендерных процедур, в частности, государственных, когда в тендере участвуют компании, формально зарегистрированные на независимых лиц. ФАС может использовать данные регистра для целей расследования антиконкурентных сговоров, в том числе на торгах, определения состава группы лиц и т. д.

Но не исключены и разнообразные утечки информации.

Регистр может вписаться и борьбу с коррупцией, курс на которую взяло правительство.

Автор – старший юрист группы по правовому обеспечению цифровой экономики «Пепеляев групп»

Что такое единый регистр сведений о населении и зачем он необходим

Государственная Дума 21 мая приняла закон, предусматривающий создание единого федерального информационного регистра. Он будет содержать конкретные сведения о гражданине: Ф.И.О.

, дату и место рождения, пол, СНИЛС, ИНН, гражданство и семейное положение. Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов.

Налоговая служба также будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений.

https://www.youtube.com/watch?v=tv_o8i7MpG4\u0026pp=ygWTAdCf0YDQuNC90Y_RgiDQt9Cw0LrQvtC9OiDQpNCd0KEg0LHRg9C00LXRgiDRgdC-0LHQuNGA0LDRgtGMINGB0LLQtdC00LXQvdC40Y8g0L4g0LPRgNCw0LbQtNCw0L3QsNGFINC4INGF0YDQsNC90LjRgtGMINCyINC10LTQuNC90L7QvCDRgNC10LXRgdGC0YDQtQ%3D%3D

Закон предполагается ввести в действие с 1 января 2022 года. Некоторые нормы вступят в силу с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года. Также предусмотрен переходный период до 31 декабря 2025 года. Кроме того, до 2023 года нормативные правовые акты РФ не смогут устанавливать требование об использовании регистра в качестве единственного и обязательного источника получения сведений.

На вопросы читателей официального сайта и социальных сетей ГД отвечает Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

— Государство будет собирать еще больше сведений о гражданах?

Нет. Все сведения, которые поступают в эту базу, — это общие данные, которыми государство и так сегодня располагает, но они не соединены воедино.

Грубо говоря, мы предлагаем не срывать яблоки по одному и носить их, а складывать их в корзину. Наши оппоненты говорят о том, что по одному яблоки можно срывать, а в корзину класть нельзя. Но они уже и так сорваны.

Важно, что в этой базе не будет сведений ни о налогах, ни о доходах, ни о размерах пенсии. Нет в этой базе никаких данных о состоянии здоровья, QR-кодов, никакой биометрии. 

— Какая польза от этого регистра?

Государство сможет более четко прогнозировать развитие страны, оперативно администрировать процессы.

Для граждан в первую очередь это удобно, потому что им не потребуется по кругу носить документы в случае каких‑либо изменений, скажем, смены паспорта.

Сегодня после того, как ты меняешь паспорт, везде, где есть данные о нем, ты должен снова представить сведения о паспорте. После вступления закона в силу это будет происходить в автоматическом режиме.

  • — Как будут защищены данные?
  • Они будут находиться в центре обработки данных, проверенном и протестированном на безопасность уполномоченными на это органами, в первую очередь ФСБ.
  • Из Федеральной налоговой службы ни разу за всю ее историю сведения не утекли, что говорит о достаточно высоком уровне защищенности.
  • Внутри этой базы будет еще одна внутренняя база, связанная с деятельностью силовых структур.
  • — Кто будет иметь доступ к регистру?

Государственные органы, каждый — в части своей компетенции. Иными словами, если кто‑то работает в системе образования, он не сможет посмотреть данные, связанные, скажем, с номером ОМС.

— А нотариусы?

Нотариусы не будут иметь доступа к этой базе данных, но при совершении нотариальных действий обязаны будут сверяться с этими данными, отправив запрос. Это нужно для того, чтобы все нотариальные действия совершали, удостоверившись в подлинности представленных документов, сведений.

— Зачем нужна еще одна база, если есть Госуслуги?

Госуслуги это не база, это портал обратной связи государства и граждан. Здесь другой формат. 

Сегодня государство старается выработать алгоритмы, при которых оно идет к гражданину с поддержкой, а не люди должны бегать за ним.

 В частности, когда мы говорим о выплатах на детей. Президент обозначил, что не нужно людям самим ходить со справками. Например, известно, что у человека есть второй ребенок, и он должен получить меры поддержки. Когда в этой базе будут собраны данные, там будут видны и люди наиболее нуждающиеся.

— Что делать, если я не хочу, чтобы данные обо мне собирали в этом регистре?

Человек в любом случае получил паспорт, свидетельство о рождении или регистрации брака, этими данными уже государство располагает. Сейчас они просто будут собраны в единый ресурс. Удаляться записи из регистра не могут.

  1. — А что делать, если там ошибка?
  2. Важно, что человек получит право проверить сведения о себе, и в случае если он увидит ошибку (такое возможно, например, паспорт был выдан с неправильной датой рождения), закон определяет порядок, по которому изменения в регистр могут вноситься по его заявлению.
  3. — Почему ФНС станет оператором единого регистра? 
  4. Федеральная налоговая служба — самое продвинутое цифровое ведомство в стране, которое работает с большим количеством баз, даже тех, которые не относятся к его деятельности, — например, с базой данных ЗАГС. 
  5. Мы понимаем, что ФНС — это орган, который сегодня в состоянии не только разработать эту систему, но и эффективно ее вести и сопровождать.

Персональные данные россиян соберут в одной системе. Вопрос — зачем?

© Daily Storm

Читайте также:  Повышение тарифов: жильцам соседних подъездов насчитали кардинально разные суммы

Откуда взялась идея о создании единого регистра?

Система, которую планируют сформировать и запустить законотворцы, на самом деле не новая. Это скорее следующая ступень развития уже существующих разработок.

https://www.youtube.com/watch?v=tv_o8i7MpG4\u0026pp=YAHIAQE%3D

Законопроект о едином федеральном информационном регистре был разработан во исполнение Указа президента Российской Федерации от 15 января 2016 года №13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования». То есть был необходим законопроект, предусматривающий формирование и ведение единого федерального информационного ресурса, содержащего сведения о населении РФ, в том числе на основе данных регистрации актов гражданского состояния.

В июне 2016 года в парламенте был принят закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». Он предусматривал, что с октября 2018 года все записи актов гражданского состояния осуществляются в электронном виде в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (ЕГР ЗАГС).

Вместе с новыми данными в систему внесли также исторические записи начиная с 1926 года. Все вносимые акты ежедневно формируют общую статистику по регионам, а также передаются в различные органы, которые используют данные для своей работы: Пенсионный фонд, органы соцзащиты, МВД и другие.

Оператором реестра является Федеральная налоговая служба, так как обладает необходимыми техническими ресурсами.

Единый регистр, который депутаты создают сейчас на бумаге, будет впоследствии формироваться на базе ЕГР ЗАГС.

Если у нас уже есть подобная система ― чем будет отличаться новая?

Предполагается, что новый регистр объединит в себе все основные персональные данные, а не только ту информацию, которая сейчас хранится в реестре записей актов гражданского состояния. Во-первых, это базовые сведения, которые включают в себя фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения. Во-вторых ― дополнительные сведения: семейное положение, данные о детях и родителях.

Система будет вмещать в себя информацию не только о гражданах РФ, но и об иностранцах, проживающих в России. Поэтому в числе дополнительных окажутся также данные о гражданстве и сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Третий момент ― это целый комплект так называемых идентификаторов иных сведений, содержащихся на других ресурсах. То есть сами сведения в ресурс включаться не будут, потому что данные не должны дублироваться. В регистре окажутся только идентификаторы соответствующих записей.

Например, ID актов рождения и смерти; документа, удостоверяющего личность; регистрационного учета гражданина РФ и миграционного учета иностранного гражданина; постановки на учет в налоговом органе; регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; постановки на воинский учет и так далее.

Суть всего этого процесса в том, чтобы в итоге данные систематизировались в хронологическом порядке и предстали в виде одной цепочки — от рождения и до смерти со всеми промежуточными операциями вроде заключения брака или получения диплома. Соответственно, система скорее не аккумулирует данные, а создает связи.

Согласно законопроекту, сведения об одном физическом лице образуют одну запись федерального регистра. Такая запись идентифицируется не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером. При внесении изменений ее номер остается таким же.

В первую очередь, законотворцы считают, что такая мера приведет все данные «к общему знаменателю». Ведь часто получается так, что в отдельных системах различных органов одна и та же информация может быть записана по-разному, не говоря уже об ошибках.

Эти, пусть даже незначительные расхождения, могут существенно тормозить те или иные бюрократические процессы.

Поэтому принцип одного окна должен помочь сократить сроки, повысить качество предоставляемых госуслуг и сократить объемы бумажного документооборота.

Кроме этого, в законопроекте указано, что регистр послужит и для официального статистического учета населения, а также составления и реализации государственных и муниципальных программ, подготовки проектов бюджетов и других целей государственного и муниципального управления. Понадобится регистр и для осуществления полномочий избирательных комиссий и комиссий референдума, предусмотренных законодательством РФ. Еще одна задача ― совершение нотариальных действий от имени Российской Федерации.

https://www.youtube.com/watch?v=4kjXdqdEYzM\u0026pp=ygWTAdCf0YDQuNC90Y_RgiDQt9Cw0LrQvtC9OiDQpNCd0KEg0LHRg9C00LXRgiDRgdC-0LHQuNGA0LDRgtGMINGB0LLQtdC00LXQvdC40Y8g0L4g0LPRgNCw0LbQtNCw0L3QsNGFINC4INGF0YDQsNC90LjRgtGMINCyINC10LTQuNC90L7QvCDRgNC10LXRgdGC0YDQtQ%3D%3D

Нужно ли будет гражданам взаимодействовать с регистром лично?

Обычный гражданин не будет иметь доступа в систему ― это прерогатива исключительно органов власти, которые обозначены в законе. Однако эти данные будут отображаться в личном кабинете на портале госуслуг. Согласно поправкам к законопроекту, принятым во втором чтении, физические лица и их законные представители будут иметь право запрашивать те или иные сведения из регистра.

Если они по какой-то причине окажутся ошибочными, то для их исправления необходимо обращаться в конкретный орган, который сформировал запись. Например, если ошибка — в данных о водительском удостоверении, то гражданин все равно должен идти в МВД. То есть даже при наличии единой системы сделать централизованный запрос не получится.

Как эти данные планируют защитить?

Сохранность персональных данных ― это главный вопрос, который стоит перед новым регистром. Во время обсуждений в Госдуме многие депутаты отмечали, что в разное время персональные данные россиян так или иначе утекали в открытый доступ со всевозможных электронных площадок.

Так было в 2017 году с Пенсионным фондом, когда в Сеть попала информация о 17 тысячах граждан. Похожая история случилась и в апреле 2019 года, когда в открытом доступе оказались данные о пациентах скорой помощи сразу нескольких подмосковных городов.

Кроме того, звучал вопрос и об иностранном вмешательстве, где уязвимость персональных данных россиян ― это уже вопрос национальной безопасности.

Тем не менее все известные случаи утечек не касались электронной системы Федеральной налоговой службы, которую планируют использовать для единого регистра, так же как это происходит сейчас с ЕГР ЗАГС.

Еще в сентябре 2019 года, во время первого чтения, Михаил Мишустин, будучи главой ФНС, заявлял что единая система актов гражданского состояния сертифицирована Федеральной службой по техническому и экспортному контролю и Федеральной службой безопасности и полностью построена на российских технологиях.

Председатель комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин отмечал, что все заходы в информационный ресурс из разных реестров фиксируются и ни одного случайного незарегистрированного логина в системе быть не может. Все ведомства и министерства смогут запрашивать информацию в регистре исключительно только в рамках своей компетенции. Так или иначе, вопрос повышенных мер защиты регистра еще будет обсуждаться.

Сколько потратят на создание регистра?

Государство планирует выделить на формирование системы порядка 3,7 миллиарда рублей, но не единовременно ― эта сумма рассчитана на три года. Так как основа в виде ЕГР ЗАГС уже существует, деньги будут потрачены на обновление и на то, чтобы технически связать существующие реестры с единым регистром.

Когда закон вступит в силу?

По стандартной процедуре закон вступает в силу с момента его официальной публикации, однако для отдельных его статей предусмотрены иные сроки.

Что касается непосредственного формирования системы ― этот процесс должен запуститься уже с 1 января 2022 года. Тогда же начнется так называемый переходный период, который продлится вплоть до 31 декабря 2025 года.

Глобально все статьи закона должны «заработать» к 1 января 2026 года.

Где еще используют подобную систему?

Новый Большой брат. Единый регистр граждан: что это и зачем

08.06.2020 Президент подписал Федеральный закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации».

В федеральном регистре будет содержаться информация о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства, постоянно проживающих на территории России, а также о российских гражданах, постоянно проживающих за границей.

Регистр будет содержать сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения и смерти, семейном положении, гражданстве РФ и иных государств, идентификаторах (номер паспорта, СНИЛС, ИНН, полиса ОМС), сведения о регистрационном учете, о постановке на воинский учет, документах об образовании, сведения из службы занятости, ссылки на записи в регистре о родителях/детях. Также регистр будет содержать ссылку на профиль в Госуслугах. Каждой записи присваивается уникальный идентификационный номер, который не подлежит изменению.

https://www.youtube.com/watch?v=4kjXdqdEYzM\u0026pp=YAHIAQE%3D

Согласно законопроекту, основной целью создания федерального регистра является создание системы учета сведений о населении Российской Федерации, обеспечивающей их актуальность и достоверность.

Данные регистра должны использоваться в социальных целях: реализации политики в сфере социально-экономического развития и статистического учета. Также одной из озвученных причин принятия закона заявлялось использование информации для оказания адресной поддержки от государства, в том числе в условиях распространения COVID-19.

До 01.01.2023 использование федерального регистра не будет обязательным, переходный период устанавливается до 31.12.2025

Противники принятия указанного закона говорят о том, что в результате государство получит инструмент для более совершенного контроля над информацией о гражданах в ущерб их безопасности.

Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время сведения, подлежащие внесению в федеральный регистр, уже содержатся в базах данных 12 ведомств, и закон не предусматривает сбора новых данных о гражданах, а только сводит всю эту информацию в одну базу данных.

Его несомненным преимуществом является значительное сокращение временных издержек на взаимодействие граждан с государственными органами, так как не будет необходимости в получении справок и документов, орган сам сможет узнать необходимую информацию.

Также актуальные данные о гражданах в режиме онлайн позволят государству оперативно реагировать на изменение условий и помогать конкретным социальным группам или гражданам.

Еще одна проблема — риск утечки персональных данных и возможных злоупотреблений в связи с этим.

В связи с этим доступ к системе строго регламентирован. Предусмотрено, что государственные органы будут иметь доступ к федеральному регистру только в части своей компетенции. То есть, если госслужащий работает в Пенсионном фонде, он не может получить сведения о воинском учете либо об образовании гражданина.

Кроме того, в законе установлено, что органам государственной власти Российской Федерации информация из федерального регистра предоставляется, по общему правилу, обезличенной.

Доступ к не обезличенной информации возможен исключительно для целей обеспечения актуальности и достоверности информационных ресурсов (исправления ошибок), совершенствования предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций.

Это также минимизирует риск того, что орган может получить информацию, которая его к полномочиям не относится.

В законе также прямо предусмотрено, что изменение перечня органов, организаций и лиц, которые предоставляют (актуализируют) сведения в федеральный регистр и которым предоставляются указанные сведения, могут осуществляться только посредством внесения изменений в данный Закон. Такое закрепление в самом законе, а не в подведомственных актах способствует более полному общественному контролю.

На повышение уровня защиты системы направлена и обязательная фиксация как вносимых в федеральный регистр изменений, так и запросов, отправляемых посредством межведомственного электронного взаимодействия с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

С точки зрения практикующего адвоката целесообразность принятия данного закона, несмотря на имеющиеся недостатки, также несомненна. Разрозненность информации в различных реестрах создает хаос и противоречия в таких сведениях, а постоянная актуализация этих данных в каждом отдельном реестре требует значительных финансовых вложений.

Читайте также:  Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде - порядок и этапы признания банкротом физических и юридических лиц в 2023 году

Возможность получения актуальной информации ускорит не только получение государственных услуг, но будет способствовать свершению более эффективного правосудия, более оперативно защищать граждан, чьи права и интересы могут быть нарушены в связи с отсутствием необходимой информации, сведет к минимуму возможные фальсификации, например, в вопросах гражданства, образования и т.п. Предусмотренная законом возможность обращения суда к федеральному регистру позволит оперативно получить информацию, необходимую для правильного разрешения дела. На основании этого закона нотариусы получат право доступа к информации, необходимой им для совершения нотариальных действий.

Создание государством федерального регистра о населении для целей получения наиболее полной информации является вполне ожидаемым и поступательным шагом в условиях цифровизации и содействует дальнейшему развитию информационного общества.

Федеральный регистр, как и любой другой инструмент, может служить как целям положительным, так и нести вред в зависимости от того, в чьих руках он находится.

Но это совсем не означает, что этот инструмент обществу не нужен, необходимо лишь установить четкие правила о том, как им нужно пользоваться, чтобы не нарушить интересы общества.

Представляется, что данный закон в большой степени эту функцию выполняет. А как оно будет на практике мы скоро узнаем.

Новый регистр в управлении ФНС

27 апреля 2020 г. 13:10

«Профиль»: В России запустят интернет-ресурс с персональными данными населения

Единый федеральный информационный ресурс с персональными данными россиян начнет работать с 1 января 2026 г. В нем будут храниться сведения о каждом, кто постоянно или временно проживает на территории России. Информация будет доступна не только органам власти, но и самим гражданам – но только о самих себе.

Предполагается, что это упростит получение выписок, справок и социальных выплат, а также покончит с неуплатой налогов.

Член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ Елена Авакян в комментарии журналу «Профиль» указала, что пока не ясно, как будет обеспечиваться информационная безопасность системы, ведь хранящиеся в ней данные имеют большую ценность для коммерческого использования.

Порядок создания и ведения реестра установит федеральный закон «О едином федеральном информационном ресурсе, содержащем сведения о населении Российской Федерации». Его проект был внесен в Государственную Думу ФС РФ Правительством РФ и прошел уже второе чтение, подарившее бесплатный доступ к всероссийской базе данных физлицам и нотариусам.

Ресурс будет содержать персональные данные обо всех гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в РФ, о трудовых мигрантах, беженцах и получивших временное убежище в стране.

Он объединит в себе базы данных различных ведомств: МВД, Минобороны, Минобрнауки, ФНС и государственных внебюджетных фондов – всего 12 поставщиков информации.

Это такие данные, как фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, пол, СНИЛС, ИНН, семейное положение и родственные связи, данные о регистрации по месту жительства, образовании, воинском учете и т.д.

Единый федеральный регистр будет создан на основе электронного реестра актов гражданского состояния, который ведется с октября 2018 г. Работа до сих пор идет и будет закончена к концу 2020 г. – оцифровке подлежат более 500 млн исторических записей, начиная с 1926 г.

Все данные о каждом человеке будут выстраиваться в одну цепочку в хронологическом порядке: когда он родился, где учился и работал, какие налоги платит, на ком женился, кто его дети, когда и в связи с какими условиями поменял семейное положение, фамилию, гражданство или пол.

Оператором этой системы является Федеральная налоговая служба, она же уполномочена вести новый ресурс и обеспечивать защиту сведений в нем.

«В ресурсе будет обеспечена защита всех сведений в соответствии с требованиями законодательства о защите персональных данных.

Для создания инфраструктуры ресурса в первую очередь будет рассматриваться использование инфраструктуры ведения реестра ЗАГС.

Уже сейчас он ведется исключительно на отечественном оборудовании и с использованием отечественного программного обеспечения», – рассказала первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко, представляя законопроект депутатам.

По ее словам, создание ресурса позволит обеспечить достоверность и актуальность информации, сократить сроки и повысить качество оказания государственных услуг.

Также цель создания системы, заявленная в законопроекте, – укрепление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом, Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования.

Ожидается, что единая система будет способствовать борьбе с правонарушениями и мошенничеством при получении социальной поддержки и уплаты налогов. Ее появление упростит обмен информацией между различными ведомствами.

Во втором чтении к этим положениям добавилось несколько новаций. Так, право получать информацию из регистра дали гражданам и их законным представителям. Речь идет только о сведениях, касающихся непосредственно их самих, и о запросах, которые поступали о нем.

Если человек обнаружит ошибку в собственных данных, то по его запросу уполномоченные органы обязаны исправить ее в течение пяти рабочих дней.

Раньше предполагалось, что ресурс создается только для доступа государственных и муниципальных органов, судов, прокуратуры, дознания или следствия, ФСИН, МФЦ, Росстата, избиркомов и т.п.

Сведения будут предоставляться в электронной форме бесплатно через портал госуслуг: после идентификации они станут доступны в личном кабинете.

Также единую базу данных разрешили использовать для совершения нотариальных действий. Благодаря этому гражданам не придется больше оформлять выписки и справки и заверять их у нотариуса. Сбор информации будет происходить в автоматическом режиме.

Кроме этого, в регистре будет специальный раздел о лицах, находящихся под государственной защитой или государственной охраной. Он будет закрыт, а информация в нем зашифрована.

Реестр должен начать работать в полной мере с 1 января 2026 г., до 31 декабря 2025 г. устанавливается переходный период, в течение которого ведомства должны создать все необходимые для этого инструменты.

Создание единой базы россиян – это неизбежный шаг на пути к цифровизации страны, говорит председатель комитета по ИТ Московского отделения «Деловой России», разработчик облачных хранилищ Никита Северинов. Аналогичная система работает, например, в США, где водительские права или идентификационная карта (электронный паспорт) – связующие звенья во всех государственных органах и системах.

При должной автоматизации правительственных структур такая база данных поможет ускорить принятие решений органами власти, улучшить качество госуслуг (особенно в электронной форме), противодействовать мошенничеству.

«За создание подобной информационной системы и базы данных должны отвечать высококвалифицированные специалисты в ИТ-отрасли, которые используют передовые системы безопасности и технологии в реализации ИТ-проектов.

Очень важно сконцентрировать внимание на команде разработчиков, аппаратной части, технологиях, отказоустойчивости, регламенте предоставления доступа к такой системе. Сейчас очень сложно сказать на сто процентов – безопасна или нет “Единая база россиян”.

Любую информационную систему можно подвергнуть атаке или взлому – как технически, так и используя социальный инжиниринг, и здесь важно оперативно выявлять, реагировать и устранять такие угрозы», – подчеркнул он.

Данный ресурс должен стать стержневым каталогом для всех прочих функционирующих государственных сетевых ресурсов, потому что именно он будет обеспечивать учет населения, отмечает член Совета ФПА РФ Елена Авакян.

При этом совершенно непонятно, как будет обеспечиваться настолько глобальная система с точки зрения информационной безопасности. Также не ясно иерархическое взаимодействие между этим ресурсом и иными госреестрами.

«Абсолютно не ясно, что все-таки будет главным информационным ресурсом, по которому планируют осуществлять сверку этих данных.

Закон сформулирован таким образом, что информация стекается из разных органов власти и управления, и если она где-то меняется, то она должна изменяться в этом ресурсе.

Но нужно понимать, где скапливается достоверная информация и каким образом эта достоверность подтверждается; каким образом физическое лицо получает доступ к этой информации и каким образом оно может так или иначе оказывать влияние на эту информацию.

Ставится вопрос о том, как будут устраняться случайные ошибки, каким образом будут восстанавливаться права личности, если произойдет перехват данных и намеренное изменение сведений; и все-таки что будет считаться первым достоверным источником», – пояснила она.

Кроме того, подчеркивает Елена Авакян, если этот ресурс основополагающий, то в законе должны быть четко прописаны нормы и правила, каким образом будет происходить обновление информации в иных государственных ресурсах.

То есть физическое лицо меняет о себе данные в режиме «одного окна». Из этого следует, что биометрическая информация должна фиксироваться единожды и не должна изменяться.

Только таким образом может быть обеспечена идентификация в случае перехвата его цифрового аватара. Также не может произвольно изменяться информация о внешности.

Причем внешность должна подтверждаться не только фотографией, а какими-то дополнительными специальными аналитическими средствами.

Также в законопроекте нет ни слова о сохранении архивов сведений обо всех изменениях.

Должно быть обеспечено постоянное архивирование этой информации, условно, в течение 150 лет с момента внесения, считает член Совета ФПА.

Очевидно, что от перехода одних технологий в другие данные могут изменяться до неузнаваемости, поэтому требуется предусмотреть возможность изменения форматов хранения данных.

Очень важно, чтобы любые юридически значимые действия были известны тому лицу, в отношении которого они совершаются, а значит, должна быть выстроена система информирования о любом малейшем изменении.

Кроме того, в законопроекте не указано, существует ли независимый государственный ресурс, на который будет осуществляться постоянное бэк-копирование данных, и не прописана процедура их восстановления в случае информационных атак.

Также вызывает недоумение, почему именно ФНС будет вести реестр, ведь эта служба имеет своей целью не учет населения, а учет налогов и контроль за правильностью их взыскания.

Если Минюст России отвечает за функционирование Системы записи актов гражданского состояния, то подобные ей системы должны либо контролироваться профильным министерством, либо должны быть созданы независимо, чтобы никакие ведомственные интересы не оказывали влияние, полагает она.

Но самый большой вопрос – это, кончено, утечка данных, подчеркивает адвокат.

«Фактически на базе государственного реестра создается система, которая обеспечивает лишь “псевдообезличивание” данных, потому что в любой момент внутри системы можно произвести персонализацию данных.

Планируется обособленное хранение таких обезличенных данных, и абсолютно очевидно, что планируется их использование.

Причем эти данные имеют большую материальную ценность для коммерческого использования», – отмечает эксперт.

По мнению члена Совета ФПА, у граждан должно быть право запретить использование собственных данных, включая обезличенные. Государство должно обеспечить право на тайну частной жизни.

Источник – еженедельник «Профиль».

Adblock
detector